11 марта в Москве прошли переговоры между руководством МИД РФ и делегацией одной из наиболее влиятельных организаций сирийской внутренней оппозиции - Национального координационного комитета во главе с Хейсамом Манаа. В ходе переговоров и на встрече с российскими экспертами и журналистами Х.Манаа подтвердил безальтернативность политического выхода из сирийского кризиса на основе Женевских договоренностей.
В сирийском конфликте столкнулись, с одной стороны, руководство президента Башара Асада, правоохранительные структуры, армия, которых активно или пассивно поддерживает большая часть населения Сирии (по разным данным - от 60% до 75%). С другой стороны, против правительственных сил развёрнут террор вооруженных группировок, в основном представленных радикальными исламистами, значительная часть которых - это наемники из арабо-мусульманских стран и мусульманской диаспоры в Европе, в том числе боевики «Аль-Каиды».
Часть сирийских сирийцев поддерживает внутреннюю, или, как называют ее сами ее представители, патриотическую, оппозицию, которая, хотя и не во всём разделяет позиции сирийского руководства, но готова на диалог с властями и в стратегическом плане является союзником официального Дамаска. Важная составляющая внутренней оппозиции - Национальный координационный комитет, в состав которого входят представители 16 партий, в том числе 3 курдских (курды составляют примерно 9% населения Сирии; всего в стране проживает 23 миллиона человек), а также независимые активисты. Комитет возглавляют известные сирийские общественные деятели Хасан Абдель Азим и Хейсам Манаа.
Организации Комитета на местах в той или иной мере сотрудничают с властями. В то же время они выступают с требованиями реформ, на организуемых ими демонстрациях иногда входят в столкновения с органами правопорядка. Они также действуют как органы самообороны, имея оружие и защищая свои жилые районы от нападений антиправительственных террористических группировок. Причем курды имеют отряды самообороны, вооружённые сирийскими властями.
В настоящее время большинство сирийцев поддерживает руководство страны. Это подтверждают, в частности, социальные опросы, о результатах которых рассказывал на канале Евроньюс Аммар Ваккаф, один из активистов патриотической оппозиции. Поддержку Б.Асаду выражает и сирийская христианская община, как подтвердила в беседе с автором Мариам Агнес, настоятельница католического монастыря Святого Джеймса, одного из самых крупных в Сирии. Христиан в Сирии больше 2 млн. человек.
Что касается внешней оппозиции, то она представлена многими группировками. С лета 2011 г. по ноябрь 2012 г. наиболее известен был Сирийский национальный совет (СНС), обосновавшийся в Стамбуле и возглавляемый Абдель Бассетом Сейдой, который сменил на этом посту Бургана Гальюна, сирийца французского происхождения. Однако СНС не справился с задачей, которую ставили перед ним руководители НАТО и ЕС, а именно: объединив враждующие оппозиционные группировки, захватить часть сирийской территории, что позволило бы Западу признать СНС «законным правительством» и оправдало иностранную интервенцию в Сирию по ливийскому сценарию. В СНС не прекращались внутренние раздоры, часть членов руководства вышла из его состава, некоторые члены СНС начали критиковать Запад за «недостаточную помощь». В такой ситуации ряд оппозиционных группировок усилиями дипломатии США и монархий Персидского залива были объединены в ноябре 2012 г. на встрече в г. Дохе (Катар) в Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил (НКОРС). На встрече присутствовали премьер-министр Катара, министр иностранных дел Турции и представители Госдепа США, по прямому указанию которых назначалось новое руководство оппозиции. Председателем НКОРС назначили шейха Мааза Хатыба, бывшего имама одной из мечетей в Дамаске, проживавшего в Турции. Штаб-квартира НКОРС расположилась в Каире. В руководство НКОРС вошли также лидеры СНС Рияд Сейф и Жорж Сабра.
Далеко не все группировки внешней оппозиции признали НКОРС. Единства в её рядах как не было, так и нет. Нет у этой оппозиции и программы. Единственный лозунг, который как-то объединяет внешнюю оппозицию, – это свержение Башара Асада.
Наиболее организованными и влиятельными являются «Братья-мусульмане» и другие суннитские радикальные организации, имеющие свои вооруженные отряды и осуществляющие теракты на территории Сирии. По данным источников, на территории Сирии действуют при поддержке из-за рубежа несколько террористических групп: подразделения «Аль-Каиды», исламистские группировки «Фатх аль-Ислам» (Победа ислама), «Джунуд аль-Ислам» (Солдаты ислама), «Фирак Алла» (Бригады Аллаха), военное крыло сирийских «Братьев-мусульман» «Ат-Талиа аль-мукатила» (Сражающийся авангард), «Джабхат ан-нусра» (Фронт победителей), Сирийская свободная армия (ССА), а также банды уголовников... Вооруженные антиправительственные группировки провели в 2012-2013 гг. террористические акции в городах Хомс, Идлиб, Алеппо, Дамаск, в результате чего погибли сотни мирных сирийских граждан. Тренировочные лагеря, готовящие боевиков, расположены в Иордании и Турции. Их подготовкой и вооружением занимаются представители спецслужб стран НАТО и некоторых арабских стран. Деньги поступают от монархических режимов Персидского залива.
Поиску путей выхода из сирийского кризиса был посвящен целый ряд международных встреч и заседаний ООН. Наиболее продуктивной можно считать международную встречу в Женеве 30 июня 2012 г. министров иностранных дел постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Англия, Франция, Китай), а также Турции, Кувейта, Ирака, Катара. В итоговом документе (Женевской декларации), подписанном всеми участниками, было заявлено о необходимости начала переходного процесса и общенационального диалога. Однако после создания под эгидой НАТО и ЕС в ноябре 2012 г. новой структуры сирийской внешней оппозиции - Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил - Запад и Турция поспешили признать это новоиспечённое образование «единственным законным представителем сирийского народа». Бросается в глаза поспешность этого признания, если учесть, что НКОРС признали далеко не все группировки сирийской внешней оппозиции и не все страны-жертвы «арабской весны».
Одним из основных среди 12 пунктов программы НКОРС является «свержение режима Асада» и отрицание «любых переговоров» с сирийским руководством. Уже одним этим страны-члены НАТО и ЕС, признав НКОРС, пошли на прямое нарушение Женевской декларации.
Башар Асад в своем обращении к нации 5 января 2013 г. предложил план урегулирования сирийского кризиса, включающий прекращение поставок оружия действующим в Сирии антиправительственным вооруженным группировкам, прекращение насилия всеми сторонами, начало общенационального диалога с участием всех оппозиционных сил за исключением тех, кого Б. Асад назвал «марионетками, сфабрикованными Западом» (1). МИД РФ в своем заявлении подтвердил, что «предложения Б.Асада могут способствовать разрешению сирийского кризиса на основе Женевской декларации». Руководство ЕС объявило, что оно изучит план Б. Асада. В Вашингтоне назвали план Б. Асада «очередной попыткой удержаться у власти». Однако, учитывая, видимо, гибель американских дипломатов в Ливии в сентябре 2012 г., администрация Обамы включила в список террористических организаций одну из наиболее экстремистских сирийских антиправительственных вооруженных группировок «Джабхат ан-Нусра» (Фронт победителей).
Позиция Израиля в отношении сирийского кризиса также претерпевает некоторые изменения. Так, премьер-министр Б. Нетаньяху в декабре 2012 г. выражал озабоченность в связи «с приходом во власть во многих странах региона исламистов». Президент Израиля Шимон Перес, в свою очередь, признал в интервью Euronews в марте 2013 г. то, что «сирийский кризис должен быть разрешен, прежде всего, с помощью Лиги арабских государств (ЛАГ)».
Что касается позиции России в сирийском вопросе, то она не раз была подтверждена и российским президентом, и министром иностранных дел РФ. Суть этой позиции состоит в том, чтобы дать возможность сирийскому народу самому решать свою судьбу, не допуская иностранного военного вмешательства в Сирии.
1.http://thawra.wehda.gov.sy 7.01.2013 Ас-Сыраа бейна ль-ватан ва аадаихи (ар.яз).