Группа известных европейских и американских экономистов пришла к выводу о том, что в проблемах зоны евро виновата сама валюта евро. Обнародованный на днях доклад этих экономистов, объединившихся в Массачусетсе под вывеской «Национального бюро экономических исследований» (National Bureau of Economic Research) впервые на таком высоком экспертном уровне выносит приговор единой европейской валюте. [1] Авторы документа – американцы Хесус Фернандес-Виллаверде и Тано Сантос, а также британец Луис Гарикано – напрямую не призывают к роспуску еврозоны и возвращению марок, драхм, песо и эскудо. Однако они убедительно доказывают, что возможности для реформирования и устойчивого развития экономик тех европейских стран, которые сегодня принято именовать «проблемными», были подорваны именно с введением евро.
Авторы напоминают, что уже к 1999 году было очевидно, что дальнейшее экономическое развитие таких стран, как Греция, Португалия, Ирландия и Испания напрямую зависит от проведения жестких и непопулярных структурных преобразований, нацеленных на повышение конкурентоспособности экономики. Однако введение евро открыло перед этими да и многими другими странами возможность добиться поставленных бюджетно-финансовых целей посредством надувания спекулятивных «пузырей» и обращения к фондам Евросоюза. Как результат – конкурентоспособность экономик в первую очередь средиземноморских государств стала еще ниже, но зато правительства получили возможность широко пользоваться кредитом, невзирая даже на строгие бюджетные требования Маастрихтских соглашений. Согласно расчетам экономистов, вступление в зону евро спровоцировало гигантский приток кредитных средств в страны европейской периферии. В результате Греция, Португалия, Испания и Ирландия за 10 лет нарастили чистый внешний долг на 100% от объема валового внутреннего продукта.
Однако доклад Национального бюро экономических исследований при всей его убедительности не имеет, так сказать, обратной силы. Вряд ли Евросоюз в 1999 году мог отказаться от введения единой валюты на максимально широкой территории. И сегодня столь же трудно предположить, что Брюссель согласится признать крах своего проекта и распустить еврозону или хотя бы существенно сократить ее масштабы.
Выводы экспертов Национального бюро экономических исследований на будущее тоже неутешительны. Они предвидят, что выявленная ими тенденция может получить дальнейшее распространение в странах, которые сегодня надувают или используют новые «финансовые пузыри». Авторы доклада прогнозируют, что «ухудшение государственного и частного управления» может произойти в США, и это также не добавляет оптимизма европейцам, учитывая, насколько тесно экономика Европы связана с американской экономикой.
Последние дни зарядили финансовых экспертов новой порцией пессимизма. Сводный индикатор делового и потребительского доверия к экономике еврозоны снизился в марте сильнее ожиданий - до 90 пунктов; оценки снижения ВВП Франции в четвертом квартале 2012 года по сравнению с предыдущими тремя месяцами и в годовом выражении оставлены на уровне 0,3%. [2]
Рейтинговое агентство Moody's понизило кредитный рейтинг Кипра до уровня «Caa2» из-за роста угрозы выхода островного государства из еврозоны. «Отношение к Европе плохое. Неопределенность, созданная спасением банковской системы Кипра и неспособностью Италии сформировать правительство, довлеет над рынками, напоминая о том, что отрицательное влияние Европы сохранится на долгие годы», - констатирует эксперт, руководитель отдела исследований инвестиционных рынков австралийской компании Colonial First State Global Asset Management Стивен Холмарик. [3] Доверие к европейской экономике за пределами Европы падает и все меньше инвесторов хотят вкладываться в «риск», свидетельствует старший менеджер Shinkin Asset Management Co. Томоми Ямасита. [4] А генеральный менеджер японской компании SMBC Nikko Securities Хироити Ниси даже предупреждает о наступлении «эффекта домино», если Брюссель попытается распространить рецепты решения банковских проблем Кипра на другие государства еврозоны. На такую возможность уже намекнул председатель Еврогруппы Йерун Дейссельблум, заявивший, что план реструктуризации кипрских банков может стать шаблоном для спасения «проблемных» банков других стран еврозоны. [5]
А после того, как Кипр получил передышку, на переднюю линию европейского кризиса вновь вышла Италия. Только за один день 27 марта доходность итальянских государственных облигаций подскочила на 21 базисный пункт, продемонстрировав максимальный рост за весь март. Это произошло после того, как лидер Демократической партии Пьер Луиджи Берсани, которому поручено сформировать «антикризисное» коалиционное правительство, заявил о том, что не видит шансов на создание масштабной коалиции. [6]
Тем временем телеканал деловых новостей Bloomberg сообщил, что очередной страной, нуждающейся в стабилизационной программе Евросоюза и МВФ, может стать Словения. «Государственные финансы этого государства на юге Европы находятся в плачевном состоянии», - констатировали эксперты, напомнив, что доходность по словенским десятилетним государственным облигациям уже достигла уровня в 6,69%, поднявшись за одни сутки на 0,59%, а за последнюю неделю – на 1,65%. [7] Между тем уже показатель в 6% - это тот уровень, который Еврокомиссия считает опасным. А за превышением уровня в 7% маячит дефолт.
Правда, словенский премьер Аленка Братушек поспешила заверить, что Любляна не собирается «следовать по пути Кипра и запрашивать пакет антикризисной помощи». [8] Однако вполне возможно, что ситуация в стране уже выходит из-под контроля нового левоцентристского кабинета. Еврокризис готовится охватить очередные жертвы.