24 марта в Центрально-Африканской Республике (ЦАР) произошёл государственный переворот. Коалиция повстанческих группировок «Селека» (1) захватила столицу страны Банги, президент Ф.Бозизе бежал в соседний Камерун. Лидер «Селеки» Мишель Джотодиа провозгласил себя главой государства.
История ЦАР богата на государственные перевороты. Начиная с 1960 года, власть в стране практически ни разу не сменялась мирным путём: в 1965 году первый президент страны Д.Дако был свергнут полковником Жаном-Беделем Бокассой (впоследствии – император Бокасса I), в 1979 году уже Д.Дако сверг Бокассу (правда, с помощью французских войск), в 1981 году Дако свергли опять, на сей раз это сделал генерал А.Колингба. В 2003 году переворот совершил генерал Франсуа Бозизе. Только в прошлом году было раскрыто два заговора с целью свержения Бозизе. (2) И вот в 2013 году Франсуа Бозизе всё-таки свергают. После переворота руководство вооружённых сил страны заявило, что признаёт новые власти. Это коренным образом рушит всю конструкцию. В ЦАР уже находятся войска целого ряда государств (Чада, Камеруна, Конго, Габона и ЮАР), которые должны были оказать помощь властям в восстановлении законной власти. Однако с переходом армии на сторону путчистов ситуация изменилась. Впрочем, следует назвать и некоторых других «помощников» свергнутой власти – Францию (направившей около 600 военнослужащих) и США (приславших более ста военных советников).
Переворот 24 марта не стал неожиданностью. А вот реакция на него международного сообщества неожиданностью стала. Наиболее жесткой была реакция Африканского Союза, который приостановил участие ЦАР в деятельности этой организации.
О том, что надвигается свержение президента Ф.Бозизе, было известно давно. По сути, это был заранее объявленный государственный переворот. В начале января 2013 г. состоялось очередное заседание Совета Безопасности ООН, на котором произошло драматическое выступление главы Миссии ООН в ЦАР (Миссия была срочно эвакуирована из ЦАР в Габон). Глава ооновской миссии по видеосвязи сообщила, что войска «Селеки» уже захватили практически всю территорию страны и движутся на столицу. Двигались почти два месяца, и никто Бозизе не помог…
В день захвата столицы и бегства Бозизе генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун сделал заявление, в котором он осудил переворот, но о восстановлении законного президента у власти не обмолвился ни словом. (3) 26 марта срочно собрался Совет Безопасности ООН, но никакого решения принять не удалось. Результатом заседания стало заявление российского представителя В.Чуркина, выступавшего в качестве председателя Совбеза, который осудил нападение и захват власти в ЦАР и призвал стороны воздерживаться от любых актов насилия против гражданских лиц, в том числе международного персонала, а также обеспечить безопасный гуманитарный доступ к лицам, нуждающимся в помощи. Члены Совета Безопасности призвали все стороны в ЦАР к восстановлению законности и конституционного правопорядка в стране. И вновь не было сказано ни слова о восстановлении в правах президента Бозизе.
Нельзя не обратить внимания на то, что в совместной декларации стран БРИКС по итогам Дурбанского саммита 27 марта не содержится осуждения переворота. Там есть всё: и «озабоченность ухудшением ситуации», и «решительное осуждение насилия в отношении гражданского населения», и «призывы к переговорам». (4) Но осуждения переворота там нет! Равно как нет и требования «незамедлительного восстановления законной власти», традиционно раздающегося в подобного рода случаях. И это несмотря на то, что во время захвата Банги погибли граждане двух стран БРИКС – ЮАР и Индии!
Во время наступления «Селеки» на столицу страны глава Миссии ООН в ЦАР говорила о просчётах сил национальной безопасности. (5) После перехода армии на сторону путчистов может возникнуть вопрос о том, были ли это просчёты или умышленные действия. По крайней мере, реакция «международного сообщества» пока даёт основание заключить, что в реальности оно не хочет возвращения Бозизе и если и требует восстановления порядка в стране, то уже без него. Тем более что повстанцам удалось найти весьма интересную формулу переходного периода – у власти сохранён премьер-министр Николя Тиангайе.
Власть свергнутого президента Бозизе не распространялась на значительную часть территории страны. Все военные операции по борьбе с повстанцами проводились при поддержке иностранных войск, прежде всего из Франции и Республики Чад. Более того, даже самого президента охраняли военнослужащие из Чада, находившиеся там с 2003 года (года прихода к власти самого Бозизе). Интересно, что свержение президента Ф.Бозизе произошло практически сразу после того, как чадские солдаты в январе 2013 года стали возвращаться на родину.
Центрально-Африканская Республика граничит сразу с несколькими «проблемными» регионами Африки. Во-первых, север страны находится под контролем чадских повстанческих группировок, во-вторых, на востоке – граница с суданской провинцией Дарфур, наконец, на юге – Демократическая Республика Конго и её повстанцы. На юго-востоке ЦАР действует печально известная «Армия освобождения Бога» из Уганды (за лидерами которых охотятся и правительство Уганды, и Международный уголовный суд). Всё это существенно осложняет обстановку.
ЦАР является настоящей кладовой природных запасов. К числу её основных богатств относятся алмазы, месторождения которых имеются на 40% территории страны. Есть в стране и запасы золота. Франция вывозит золото из ЦАР ещё с 1930 года. Правда, если в 60-е годы его добыча составляла более тонны в год, то к сегодняшнему дню запасы практически иссякли (добывается 2-10 кг в год). Есть большие месторождения меди и олова (6), но самое главное, ещё по-настоящему нетронутое богатство ЦАР – это уран. Разведанные его запасы составляют около 15 тысяч тонн руды. Франция планирует строительство завода по добыче урана с выходом 1 тысячи тонн уранового концентрата. (7) А вот это уже серьёзные основания для вмешательства и восстановления конституционного порядка... Первым шагом нового главы государства стало обращение за финансовой помощью к Франции, США и ЕС с обещанием пересмотреть соглашения, которые свергнутый Ф.Бозизе заключил с Китаем…
Имеется и ещё один важный аспект ситуации в ЦАР. Дело в том, что ситуация в Центрально-Африканской Республике с 2005 года находится на рассмотрении Международного уголовного суда в Гааге. Правда, судят в рамках ситуации в ЦАР не кого-нибудь, а бывшего вице-президента Демократической Республики Конго Жана-Пьера Бембу и именно за оказание военной помощи бывшему президенту ЦАР А.-Ф.Патассе (которого позднее сверг тот же Бозизе). Таким образом, прецедент международного судебного преследования руководителя страны, оказавшей военную помощь соседней стране, уже создан. Схема обвинения следующая: утверждается, что присланные войска совершили во время пребывания в стране преступления, и главнокомандующий вооружёнными силами обвиняется в порядке командной ответственности. (8) Поэтому руководители стран, приславших войска на помощь Бозизе, должны серьёзно задуматься, как бы не стать частью «ситуации в ЦАР» в Международном уголовном суде.
В мировых СМИ уже началась кампания против президента ЮАР Дж.Зумы, который послал войска в ЦАР по просьбе Бозизе. Стали появляться сообщения о том, что южноафриканские солдаты убили в ЦАР несколько подростков. (9) Похоже, что скоро появятся обвинения в совершении юаровскими войсками военных преступлений. Не исключено, что переворот в ЦАР был задуман как подготовительная спецоперация по организации совсем другого переворота – в ЮАР. Возможно, что замыслом является смещение президента ЮАР Джакоба Зумы и издание Международным уголовным судом ордера на арест Дж.Зумы. (10) Напомним, что переворот в ЦАР произошёл за три дня до начала саммита БРИКС в ЮАР. Как известно, присоединение к БРИК было инициативой самой Южной Африки, а подобные инициативы с точки зрения сил «нового мирового порядка» не могут не быть наказуемы.