Подписание делегацией Белграда брюссельского соглашения с Приштиной и одобрение этого документа на уровне правительства и Народной Скупщины приобретает важное внутриполитическое значение для Сербии, подводя к давно назревшему объединению всех патриотических сил страны в единый фронт.
Скорее всего, это будет Фронт в защиту Конституции, хотя в разных вариантах названия речь идёт и о Народном, Народно-патриотическом фронте. Сейчас проходят соответствующие консультации между тремя ведущими оппозиционными силами – Демократической партией Сербии, Сербской радикальной партией и движением «Двери». Правда, представители двух первых публично отрицают факт консультаций, признавая лишь факт направления соответствующего запроса от СРП к ДПС, но и эта сдержанность понятна, учитывая накал страстей вокруг брюссельского соглашения, а также неблагоприятный для Сербии международный контекст.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно разобщенность национально-патриотических сил помешала им одержать победу еще в ходе президентских и парламентских выборов 2008 года, а затем в 2012 году.
Электоральные возможности создающегося блока отнюдь не будут определяться простым суммированием голосов, поданных за ДПС, СРП и «Двери» на прошлогодних выборах, учитывая традиционно большой удельный вес в сербском обществе колеблющихся и разочаровавшихся избирателей.
Примером успешного объединения оппозиционных сил различной направленности может служить развитие ситуации в соседней Черногории, где в условиях тотального прессинга прозападных властей объединившаяся в Демократический фронт оппозиция впервые за последние два с лишним десятилетия поставила под угрозу бессменное правление группировки Мило Джукановича.
Еще один ключевой вопрос – проблематика коалиционных переговоров. В случае Черногории на повестку дня встал ключевой для неё вопрос – противодействие вступлению страны в НАТО. Демократический фронт занял здесь четкую позицию, призвав организовать широкое общественное демократическое обсуждение целесообразности вступления или невступления Черногории в Североатлантический альянс с последующим проведением национального референдума по этому (цитирую соответствующие документы) «принципиальному для граждан нашей страны вопросу».
Для оппозиционного фронта в Сербии подобным принципиальным вопросом является отношение к брюссельскому соглашению, которое оппозиция в своем подавляющем большинстве расценивает как капитуляцию страны перед ЕС и НАТО, грубое нарушение резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года и попрание Конституции страны. Основной закон страны был принят на общенациональном референдуме и провозгласил Косово и Метохию «составной частью территории Сербии».
Однако по вопросу о тактике противодействия реализации договоренностей с Приштиной в лагере сербской оппозиции пока нет единства взглядов. Наиболее острые споры вызывает идея проведения общенационального референдума. Ведь подписание брюссельских договоренностей между Белградом и Приштиной застало национально-патриотические силы врасплох, вызвав определенное разделение в их среде. В частности, Сербское народное движение НАШИ уже выступило против предполагаемого референдума, расценив его как «попытку легализации» действий властей. [1] Против референдума, по имеющейся информации, настроены также косовские сербы, Сербская Православная Церковь, сербские радикалы и движение «Двери». Они полагают, что в нынешней ситуации референдум станет орудием манипуляций со стороны правящей коалиции, стремящейся пересмотреть фундаментальные конституционные положения, использовав в качестве обоснования результаты голосования, которые могут быть «скорректированы» при помощи пропагандистской машины и административного ресурса.
Действительно, как показывают последние социологические исследования, большинство в сербском обществе пока что склонно поддержать правительство. Так, по данным белградского агентства Faktor plus, подписание соглашения с Приштиной одобряют 57% опрошенных, против высказались 29%, а 14% респондентов не имеют по данному вопросу однозначной позиции. Одновременно 55% участников опроса полагают, что подписанный документ - максимум того, что могла добиться Сербия на брюссельских переговорах, и лишь 17% сербов считают, что итоговое соглашение по Косову «предаёт национальные интересы». [2]
Конечно, такой расклад не является окончательным, но и безотносительно к этому объединенная сербская оппозиция в состоянии использовать другие рычаги в реализации своих целей по Косову, в частности апелляцию в Конституционный суд на предмет соответствия брюссельского соглашения Основному закону страны. Кроме того, создание единого оппозиционного фронта позволит ДПС, СРП и движению «Двери» занять более жесткую позицию в отношении правящей коалиции с возможным выдвижением требования отставки правительства и проведения внеочередных выборов.
Наконец, еще одним направлением деятельности может стать продвижение в сербском обществе идеи пересмотра внешнеполитических приоритетов государства в плане неучастия Сербии в НАТО, приостановки дрейфа в сторону Евросоюза, вывода на новый уровень стратегического партнерства с Россией, интеграции страны в такие структуры, как ШОС и ОДКБ. Такая позиция станет своеобразным ответом на прозвучавший в стенах Народной Скупщины из уст премьера И. Дачича вопрос, который сам он считает риторическим: «Мы можем всё это (евроинтеграционный процесс и требования Евросоюза – П.И.) вообще проигнорировать и стать европейской Северной Кореей – и что дальше?» [3]
Возможности интеграции в крупное межгосударственное объединение не исчерпываются для Сербии вступлением любой ценой в Евросоюз. Да и сама бывшая Югославия была известна, прежде всего, как государство-основатель и один из лидеров Движения неприсоединения. Так что формула «или ЕС, или Северная Корея» - это вымышленная альтернатива, которой не существует. Её не было в истории Сербии, нет её и в современной геополитической обстановке на широком евразийском пространстве.
[1] http://www.vaseljenska.com/politika/referendum-je-pokusaj-legalizacije-…
[2] РИА НОВОСТИ 26/04/13 19:15 26.04.2013 19:15
[3] DPA 262024 GMT Apr 13 27.04.2013 00:26