Опасайтесь Керри, «дары» приносящего. Размышления по итогам визита Госсекретаря США в Москву (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Начало

Третий фактор, свидетельствующий о геополитике взрывов в Бостоне,  -  российский. О том, что к взрывам причастны этнические чеченцы, общественное мнение знает лишь со слов спецслужб США и мировых (читай: американских) СМИ. Верить этим структурам, как показывает практика последних лет (достаточно вспомнить официальные версии событий 9/11, наличия оружия массового поражения в Ираке, освещение убийства бен Ладена), вообще нельзя. Так что причастность именно братьев Царнаевых весьма сомнительная, однако именно роль этнических чеченцев в теракте в Бостоне позволяет Вашингтону рассматривать Северный Кавказ как зону террористических угроз с целью оказания давления на Россию в условиях обострения сирийского и иранского кризисов. Недаром во время визита в Москву Керри настоятельно убеждает российское руководство в необходимости тесного сотрудничества в вопросах расследования взрывов, «как во время Второй мировой войны». Что конкретно стоит за этим желанием американцев? Отсутствие инсайдерской информации не позволяет сделать однозначных выводов, но вполне полагаю, что версия о проникновении американских структур в рамках сотрудничества по борьбе с терроризмом в зону и секреты российских спецслужб вполне оправданна.

Четвертым и, возможно, самым важным по значению геополитическим моментом, на который следует обратить внимание в связи со взрывами в Бостоне, является китайский фактор. Необходимо знать, что обострение ситуации вокруг Северной Кореи и островов Сенкаку стало результатом сирийского кризиса. В целях разрешения проблемы, непосредственным образом затрагивающей интересы США в регионе через их стратегических союзников – Южную Корею и Японию, 13 апреля 2013 г. Керри побывал с визитом в Китае.

Надо сказать, что этот предпринятый в целях умиротворения Китая визит провалился. Даже по официальной хронике видно, насколько холодно и высокомерно вел себя председатель КНР. Си Цзиньпин буквально отчитывал Керри, учил его, что «США должны расширять сотрудничество на основе взаимного уважения… и не политизировать экономические вопросы» (19). Согласно пресс-релизу по итогам встречи, в центре внимания двусторонних консультаций находились ситуация на Корейском полуострове, ядерная программа Ирана, проблемы Сирии и ближневосточного урегулирования, а также ряд глобальных экономических вопросов. В своем выступлении Керри подчеркнул, что «в настоящее время сохраняется ряд острых региональных и глобальных вопросов, нуждающихся в разрешении» (20), особенно ситуация на Корейском полуострове, ядерная программа Ирана, сирийский конфликт.

Сирия, Иран – дальние рубежи обороны самого Китая. Отметим интересное совпадение: как  только американские военные заявили о наличии у них плана удара по Сирии, тут же Северная Корея произвела ядерный взрыв – 12 февраля 2013 (21). Это вряд ли могло произойти без ведома Китая, заставляющего США распылять силы, подтягивая к берегам Корейского полуострова ударные группировки и снижая таким образом возможность проведения операции против Асада. «Северная Корея – механизм, посредством которого Китай стремится отвлечь ресурсы Запада от Сирии. И пока это у него получается» (22).

Визит Керри по логике Госдепа должен был «утихомирить» Пекин. Однако стремление США решить все эти «очень сложные вопросы» привычным для них путем – путем давления и требования односторонних уступок – не увенчалось успехом. Формально все выглядело очень пристойно – взаимный обмен любезностями и готовность к дальнейшему сотрудничеству, но за кулисами осталось главное: США будут продолжать поддерживать сирийскую оппозицию и теперь уже не только политически, но финансово и оружием. Китай также не отступает и продолжает раздражать американцев по линии КНДР и Японии. Провал визита Керри в Пекин нивелировали взрывы в Бостоне. Во-первых, ушло в тень обсуждение не только самого визита, но и корейской проблемы. Во-вторых, Вашингтон решил решать сирийский вопрос через давление на Москву. Здесь как раз и пригодились «этнические чеченцы».

В ходе поездки в Москву больше всего внимания Керри уделял самому важному на сегодняшний день для США вопросу – ситуации в Сирии. «В сирийском кризисе у Москвы и Вашингтона общие интересы, – уверял российскую сторону «сладкоречивый» Керри, – борьба с экстремизмом и исполнение положений Женевского коммюнике о необходимости политического выхода из конфликта через переговоры между президентом Башаром Асадом и повстанцами» (23). Слушая подобные уверения, не стоит забывать о том, что, как и накануне Второй мировой войны, США оказались поджигателями масштабного кризиса, непосредственно затрагивающего интересы России. Да и «борьбу с экстремизмом» мы понимаем по-разному.

С одной стороны, Россия и США считают целесообразным как можно скорейший созыв международной конференции по Сирии в развитие Женевского коммюнике 30 июня 2012 года. Возможно, это произойдет уже в конце мая. Но с другой – по сути конференции возникают явные разногласия.

Как подчеркнул С.В. Лавров, правительство Сирии уже сформировало комитет, отвечающий за диалог со всеми сирийцами, а министр иностранных дел Сирии В. Муаллем подтвердил в телефонном разговоре с главой российского МИД, что власти привержены переговорам на базе Женевского коммюнике. Однако «для того, чтобы заявления режима превратились в дела, необходимо, чтобы со стороны оппозиции мы услышали хотя бы слова. Оппозиция пока не выразила приверженность урегулированию на основе Женевского коммюнике и не сообщила, кто будет вести переговоры от ее имени» (24). Иными словами, оппозиция не готова к диалогу. Более того, так называемая Национальная коалиция сил сирийской революции не является представителем всех без исключения оппозиционных групп, существующих за пределами и внутри страны. Задача заключается в том, чтобы объединить их всех на платформе готовности к переговорам. Поэтому Россия исходит из того, «когда мы услышим правильные слова из уст объединенной оппозиции, учитывая, что режим это уже сделал, тогда и будем добиваться от всех того, чтобы слова превратились в конкретные дела» (25).

У Вашингтона же совсем иной подход. Во-первых, США настаивают на формировании по итогам конференции переходного правительства Сирии, даже не зная пока о том, кто будет представлен на встрече. Во-вторых, свое вмешательство США напрямую увязывают с химическим оружием Сирии. В ответ на озабоченность российской стороны этой ситуацией Керри заверил, что «вопрос о поставках оружия сирийской оппозиции, на чем настаивают многие американские конгрессмены и сенаторы, будет решаться только после тщательно проведенного расследования информации о возможном применении в Сирии химического оружия».Похоже, Штаты всерьез заболели «иракским синдромом». А пока решается «вопрос о поставках оружия», Джон Керри уже одобрил военную помощь в 130 млн. долларов для сирийских «повстанцев», а министр обороны Чак Хейгел ведет переговоры по соглашению о продаже вооружений на 10 млрд долл. Саудовской Аравии, Израилю и Объединенным Арабским Эмиратам (26). Вот вам и «общие интересы».

Кстати, пока Керри напоминал Москве о «союзническом долге», Обама продлил во вторник – 7 мая – на один год так называемый режим «чрезвычайной ситуации в связи с действиями правительства Сирии». В соответствии с американскими законами это решение дает администрации основания для сохранения и в случае необходимости ужесточения санкций против сирийских властей (27). В связи с вышесказанным возникает естественный вопрос: какие, собственно, «подходы Москвы в отношении урегулирования ситуации в Сирии» разделяются Соединёнными Штатами? И что имел в виду Керри, заявляя это Владимиру Путину?

И еще одно замечание по ходу визита Керри. Очередным проявлением приверженности «союзническому долгу» в понимании Вашингтона стала прошедшая в здании американского посольства в Москве встреча Госсекретаря с российскими НКО. По словам главы Московской Хельсинкской группы и владелицы американского паспорта гражданки Людмилы Алексеевой, Керри «был впечатлен нашим рассказом о преследовании НКО». Другая правозащитница Татьяна Локшина рассказала, что Керри «выразил обеспокоенность» судьбой российских НКО (28). Последствия этой «обеспокоенности», полагаю, мы скоро узнаем. Ведь неслучайно, еще в июне 2012 г. в ходе визита в Санкт-Петербург Х. Клинтон публично заявила, что «США будут искать новые формы финансирования НКО в России» (29). Что же касается встречи Керри с «представителями гражданского общества», то, по всей видимости, в ходе нее обсуждались именно «новые формы» подрывной деятельности США в отношении нашей страны.

Все вышесказанное заставляет вспомнить предостережения пророчицы Кассандры и жреца Лаокоона, который, зная о хитрости врагов Трои, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!»

Примечания

(19) Си Цзиньпин: Китай и США должны выстраивать отношения на основе уважения. http://warfiles.ru/show-28820-si-czinpin-kitay-i-ssha-dolzhny-vystraiva….
(10) Там же.
(21) КНДР объявила об успешном ядерном испытании // Взгляд. 12 февраля 2013. http://vz.ru/news/2013/2/12/619930.html.
(22) КНДР объявила об успешном ядерном испытании...
(23) Бесконфликтный визит в Москву. http://www.newsru.com/russia/08may2013/kerry_russia.html
(24) Совместная пресс-конференция С.В. Лаврова и Д. Керри. http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/61C8F14C83B6D9F144257B64007452C1.
(25) Там же.
(26) США готовят пакет помощи в 130 миллионов долларов для сирийских повстанцев. http://oko-planet.su/politik/politiklist/181567-ssha-gotovyat-paket-pom….
(27) Паниев Ю. Лавров и Керри подготовили встречу на высшем уровне. http://www.ng.ru/world/2013-05-08/100_kerry.html.
(28) Бесконфликтный визит в Москву. http://www.newsru.com/russia/08may2013/kerry_russia.html.
(29) США ищут новые способы финансирования российских НКО. http://ria.ru/world/20120630/688503009.html.