Третий фактор, свидетельствующий о геополитике взрывов в Бостоне, - российский. О том, что к взрывам причастны этнические чеченцы, общественное мнение знает лишь со слов спецслужб США и мировых (читай: американских) СМИ. Верить этим структурам, как показывает практика последних лет (достаточно вспомнить официальные версии событий 9/11, наличия оружия массового поражения в Ираке, освещение убийства бен Ладена), вообще нельзя. Так что причастность именно братьев Царнаевых весьма сомнительная, однако именно роль этнических чеченцев в теракте в Бостоне позволяет Вашингтону рассматривать Северный Кавказ как зону террористических угроз с целью оказания давления на Россию в условиях обострения сирийского и иранского кризисов. Недаром во время визита в Москву Керри настоятельно убеждает российское руководство в необходимости тесного сотрудничества в вопросах расследования взрывов, «как во время Второй мировой войны». Что конкретно стоит за этим желанием американцев? Отсутствие инсайдерской информации не позволяет сделать однозначных выводов, но вполне полагаю, что версия о проникновении американских структур в рамках сотрудничества по борьбе с терроризмом в зону и секреты российских спецслужб вполне оправданна.
Четвертым и, возможно, самым важным по значению геополитическим моментом, на который следует обратить внимание в связи со взрывами в Бостоне, является китайский фактор. Необходимо знать, что обострение ситуации вокруг Северной Кореи и островов Сенкаку стало результатом сирийского кризиса. В целях разрешения проблемы, непосредственным образом затрагивающей интересы США в регионе через их стратегических союзников – Южную Корею и Японию, 13 апреля 2013 г. Керри побывал с визитом в Китае.
Надо сказать, что этот предпринятый в целях умиротворения Китая визит провалился. Даже по официальной хронике видно, насколько холодно и высокомерно вел себя председатель КНР. Си Цзиньпин буквально отчитывал Керри, учил его, что «США должны расширять сотрудничество на основе взаимного уважения… и не политизировать экономические вопросы» (19). Согласно пресс-релизу по итогам встречи, в центре внимания двусторонних консультаций находились ситуация на Корейском полуострове, ядерная программа Ирана, проблемы Сирии и ближневосточного урегулирования, а также ряд глобальных экономических вопросов. В своем выступлении Керри подчеркнул, что «в настоящее время сохраняется ряд острых региональных и глобальных вопросов, нуждающихся в разрешении» (20), особенно ситуация на Корейском полуострове, ядерная программа Ирана, сирийский конфликт.
Сирия, Иран – дальние рубежи обороны самого Китая. Отметим интересное совпадение: как только американские военные заявили о наличии у них плана удара по Сирии, тут же Северная Корея произвела ядерный взрыв – 12 февраля 2013 (21). Это вряд ли могло произойти без ведома Китая, заставляющего США распылять силы, подтягивая к берегам Корейского полуострова ударные группировки и снижая таким образом возможность проведения операции против Асада. «Северная Корея – механизм, посредством которого Китай стремится отвлечь ресурсы Запада от Сирии. И пока это у него получается» (22).
Визит Керри по логике Госдепа должен был «утихомирить» Пекин. Однако стремление США решить все эти «очень сложные вопросы» привычным для них путем – путем давления и требования односторонних уступок – не увенчалось успехом. Формально все выглядело очень пристойно – взаимный обмен любезностями и готовность к дальнейшему сотрудничеству, но за кулисами осталось главное: США будут продолжать поддерживать сирийскую оппозицию и теперь уже не только политически, но финансово и оружием. Китай также не отступает и продолжает раздражать американцев по линии КНДР и Японии. Провал визита Керри в Пекин нивелировали взрывы в Бостоне. Во-первых, ушло в тень обсуждение не только самого визита, но и корейской проблемы. Во-вторых, Вашингтон решил решать сирийский вопрос через давление на Москву. Здесь как раз и пригодились «этнические чеченцы».
В ходе поездки в Москву больше всего внимания Керри уделял самому важному на сегодняшний день для США вопросу – ситуации в Сирии. «В сирийском кризисе у Москвы и Вашингтона общие интересы, – уверял российскую сторону «сладкоречивый» Керри, – борьба с экстремизмом и исполнение положений Женевского коммюнике о необходимости политического выхода из конфликта через переговоры между президентом Башаром Асадом и повстанцами» (23). Слушая подобные уверения, не стоит забывать о том, что, как и накануне Второй мировой войны, США оказались поджигателями масштабного кризиса, непосредственно затрагивающего интересы России. Да и «борьбу с экстремизмом» мы понимаем по-разному.
С одной стороны, Россия и США считают целесообразным как можно скорейший созыв международной конференции по Сирии в развитие Женевского коммюнике 30 июня 2012 года. Возможно, это произойдет уже в конце мая. Но с другой – по сути конференции возникают явные разногласия.
Как подчеркнул С.В. Лавров, правительство Сирии уже сформировало комитет, отвечающий за диалог со всеми сирийцами, а министр иностранных дел Сирии В. Муаллем подтвердил в телефонном разговоре с главой российского МИД, что власти привержены переговорам на базе Женевского коммюнике. Однако «для того, чтобы заявления режима превратились в дела, необходимо, чтобы со стороны оппозиции мы услышали хотя бы слова. Оппозиция пока не выразила приверженность урегулированию на основе Женевского коммюнике и не сообщила, кто будет вести переговоры от ее имени» (24). Иными словами, оппозиция не готова к диалогу. Более того, так называемая Национальная коалиция сил сирийской революции не является представителем всех без исключения оппозиционных групп, существующих за пределами и внутри страны. Задача заключается в том, чтобы объединить их всех на платформе готовности к переговорам. Поэтому Россия исходит из того, «когда мы услышим правильные слова из уст объединенной оппозиции, учитывая, что режим это уже сделал, тогда и будем добиваться от всех того, чтобы слова превратились в конкретные дела» (25).
У Вашингтона же совсем иной подход. Во-первых, США настаивают на формировании по итогам конференции переходного правительства Сирии, даже не зная пока о том, кто будет представлен на встрече. Во-вторых, свое вмешательство США напрямую увязывают с химическим оружием Сирии. В ответ на озабоченность российской стороны этой ситуацией Керри заверил, что «вопрос о поставках оружия сирийской оппозиции, на чем настаивают многие американские конгрессмены и сенаторы, будет решаться только после тщательно проведенного расследования информации о возможном применении в Сирии химического оружия».Похоже, Штаты всерьез заболели «иракским синдромом». А пока решается «вопрос о поставках оружия», Джон Керри уже одобрил военную помощь в 130 млн. долларов для сирийских «повстанцев», а министр обороны Чак Хейгел ведет переговоры по соглашению о продаже вооружений на 10 млрд долл. Саудовской Аравии, Израилю и Объединенным Арабским Эмиратам (26). Вот вам и «общие интересы».
Кстати, пока Керри напоминал Москве о «союзническом долге», Обама продлил во вторник – 7 мая – на один год так называемый режим «чрезвычайной ситуации в связи с действиями правительства Сирии». В соответствии с американскими законами это решение дает администрации основания для сохранения и в случае необходимости ужесточения санкций против сирийских властей (27). В связи с вышесказанным возникает естественный вопрос: какие, собственно, «подходы Москвы в отношении урегулирования ситуации в Сирии» разделяются Соединёнными Штатами? И что имел в виду Керри, заявляя это Владимиру Путину?
И еще одно замечание по ходу визита Керри. Очередным проявлением приверженности «союзническому долгу» в понимании Вашингтона стала прошедшая в здании американского посольства в Москве встреча Госсекретаря с российскими НКО. По словам главы Московской Хельсинкской группы и владелицы американского паспорта гражданки Людмилы Алексеевой, Керри «был впечатлен нашим рассказом о преследовании НКО». Другая правозащитница Татьяна Локшина рассказала, что Керри «выразил обеспокоенность» судьбой российских НКО (28). Последствия этой «обеспокоенности», полагаю, мы скоро узнаем. Ведь неслучайно, еще в июне 2012 г. в ходе визита в Санкт-Петербург Х. Клинтон публично заявила, что «США будут искать новые формы финансирования НКО в России» (29). Что же касается встречи Керри с «представителями гражданского общества», то, по всей видимости, в ходе нее обсуждались именно «новые формы» подрывной деятельности США в отношении нашей страны.
Все вышесказанное заставляет вспомнить предостережения пророчицы Кассандры и жреца Лаокоона, который, зная о хитрости врагов Трои, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!»
Примечания
(19) Си Цзиньпин: Китай и США должны выстраивать отношения на основе уважения. http://warfiles.ru/show-28820-si-czinpin-kitay-i-ssha-dolzhny-vystraiva….
(10) Там же.
(21) КНДР объявила об успешном ядерном испытании // Взгляд. 12 февраля 2013. http://vz.ru/news/2013/2/12/619930.html.
(22) КНДР объявила об успешном ядерном испытании...
(23) Бесконфликтный визит в Москву. http://www.newsru.com/russia/08may2013/kerry_russia.html
(24) Совместная пресс-конференция С.В. Лаврова и Д. Керри. http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/61C8F14C83B6D9F144257B64007452C1.
(25) Там же.
(26) США готовят пакет помощи в 130 миллионов долларов для сирийских повстанцев. http://oko-planet.su/politik/politiklist/181567-ssha-gotovyat-paket-pom….
(27) Паниев Ю. Лавров и Керри подготовили встречу на высшем уровне. http://www.ng.ru/world/2013-05-08/100_kerry.html.
(28) Бесконфликтный визит в Москву. http://www.newsru.com/russia/08may2013/kerry_russia.html.
(29) США ищут новые способы финансирования российских НКО. http://ria.ru/world/20120630/688503009.html.