Ситуация вокруг Сирии в последние недели складывается таким образом, что отлаженная, казалось, схема свержения режима Башара Асада дает сбои. Наступление вооружённой оппозиции выдыхается, на передний план всё больше выходят террористические группы. Теракты происходят непрерывно, но террористы не могут вызвать симпатий населения. Сегодня правительственная армия помимо преимущества в численности имеет еще и моральное преимущество. Стрелка весов начинает медленно, но верно склоняться в пользу правительства.
В Вашингтоне и Лондоне сознают, что без дополнительных усилий с их стороны план по устранению Асада может провалиться. Сейчас руководители англосаксонского тандема активизируются на дипломатическом поприще. Сначала был телефонный разговор Б. Обамы с В.Путиным, затем визит Д.Керри в Москву, а следом поездка британского премьера Д. Кэмерона в Сочи. И на всех мероприятиях неофициальной центральной темой разговоров являлось положение в Сирии.
Англичане и американцы неожиданно согласились с российской идеей проведения мирной конференции по Сирии, хотя ранее выдвигали на этот счёт массу оговорок и возражений. Теперь же предлагают срочно провести такую конференцию уже в конце мая. Само по себе это вызывает серьезные сомнения в их искренности, ибо в настоящий момент участники сирийского конфликта не готовы сесть за стол переговоров. Требуется кропотливая подготовительная работа, чтобы склонить их к этому. До конца мая ее не провести никак.
По словам С.Лаврова, "очевидно, что это (организацию конференции. – Д.С.) невозможно делать без представителей оппозиции, но вопрос в том — какой оппозиции. Мы считаем, что какого-то четкого центра (у сирийской оппозиции), с которым можно вести переговоры, чтобы потом обязательства выполнялись, нет".
Не меньшим препятствием к политическому решению конфликта является деятельность в Сирии террористических банд. Вашингтон и Лондон сознательно уходят от вопроса о том, что представляют собой террористические сети в Сирии, почему они выступают заодно с политической оппозицией и почему Запад отказывается вести с ними борьбу. Ведь для этого даже не надо объявлять войну «Ан-Нусре» или другим террористическим группировкам. Достаточно потребовать от ОАЭ и Катара прекращения их финансирования, после чего спецслужбы соседних с Сирией государств - Турции, Иордании, Ирака, Ливана – могли бы поставить пограничные барьеры на пути проникновения в Сирию людей и оружия. А тогда уже можно без притворства говорить о политическом диалоге.
Однако чего стоит сирийский кризис без террористов? С самого начала они играли в нем роль запала и продолжают оставаться его важнейшей частью. Поэтому никакого разговора о противодействии терроризму в Сирии Вашингтон и Лондон вести не хотят. На сегодняшний день политическая оппозиция и террористы в Сирии представляют собой две сотрудничающие (хотя подчас конфликтующие) части одного фронта. Поэтому дипломатическая активность англосаксов сильно напоминает процедуру подготовки общественного мнения к следующему этапу развития кризиса.
Неслучайно у визитеров в Россию вызывал такой острый интерес вопрос о продаже Москвой Дамаску комплексов ПВО С-300. Ведь с момента появления этого оружия (по всей вероятности, с российскими инструкторами) перечеркиваются практически все варианты иностранной интервенции в Сирию. Исключаются также введение «беспилотной зоны» или вариант захвата складов с химическим оружием десантированным с воздуха американским спецназом.
Москва же в спокойной и твердой форме заявила, что комплексы ПВО Сирии будут поставлены.
Правительство Башара Асада оказалось для его противников твердым орешком. Отработанный в Ливии вариант «либерально-террористической революции» дает сбой. Редактор Би-би-си по США и Канаде Марк Марделл комментирует дипломатические усилия Запада так: «Сейчас много говорят о мирной конференции, но она кажется больше случайной темой, чем серьезным планом…. США и Европа решили слегка позаниматься темой, которую давно втайне считают головоломкой, а лучших идей у них нет. А это неизбежно приведет нас назад к идее «вооружения повстанцев» или совместным решениям типа "бесполетной зоны"».
Сейчас англо-саксонский тандем находится в лихорадочном поиске варианта спасения плана переворота в Сирии. Удары израильских ВВС по сирийским объектам играют роль катализатора этого процесса, хотя Израиль идет на немалые издержки в такой рискованной игре. Ответом Дамаска может стать передача палестинской «Хезболле» более совершенного ракетного оружия. Израиль знает это, но идет ва-банк: на кону судьба всей сирийской операции.
Нельзя не обратить внимания на последние террористические акты в Турции. Те, кто их устроили, хотят одного – чтобы турецкая армия перешла сирийскую границу и ввязалась в войну. И, судя по тому, насколько агрессивно турецкое руководство обвинило в организации терактов Дамаск, главное направление подготовки к новому этапу конфликта обозначилось.
Дамаск отреагировал в весьма энергичной манере, указав Анкаре, что она пожинает плоды собственной политики: организовав переброску в Сирию оружия, боевиков, техники, денег и взрывчатки, турецкие власти создали террористическую среду в приграничных регионах. Напряжённость на турецко-сирийской границе растёт. Трудно предсказать, что предпримет турецкое правительство в случае, если произойдут новые взрывы.
В Конгресс США тем временем внесён законопроект под названием «Акт о стабилизации в Сирии 2013», санкционирующий поставку оружия противникам Башара Асада. Видимо, этот документ и станет концентрированным выражением политики США в сирийском конфликте…