ОБСЕ и её принципы: для всех или для избранных?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В 2013 году председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (1) стала Украина. С одной стороны, председатель ОБСЕ – лицо формальное и обязано выполнять общие решения, но, с другой стороны, у него достаточно много полномочий для того, чтобы одни проблемы решать, а другие не решать. Не случайно ещё в 2002 году Совет министров иностранных дел ОБСЕ принял специальное решение по мандату председателя Организации, в котором подчёркивалось, что он должен учитывать мнения и интересы всех государств-участников.

Какие же приоритеты выдвинула Украина для своего председательства в текущем году? Во-первых, было заявлено, что Украина «преисполнена  решимости  внести вклад в урегулирование  приднестровского  конфликта». Во-вторых, Украина определила в качестве следующего своего приоритета работу, проводимую  в  рамках  женевских  международных  дискуссий,  нацеленных  на урегулирование  проблем  безопасности  и  гуманитарных  проблем  «в  районе  конфликта  в  Грузии». Наконец, в-третьих, украинское  председательство  заявило  о  своей  полной  поддержке  усилий  сопредседателей Минской  группы  ОБСЕ  по  оказанию  сторонам содействия  в  поисках  путей  мирного  урегулирования  нагорно-карабахского  конфликта.  В рамках экономического  и  экологического измерений деятельности ОБСЕ Украина  назвала «основной темой своего председательства» укрепление стабильности и безопасности  на  основе  сокращения  экологического ущерба от всей деятельности, связанной с  энергетикой. В рамках гуманитарного измерения приоритетом была названа борьба с торговлей людьми; среди международных приоритетов - ситуация в Афганистане. (2)

Совершенно очевидным пробелом среди официально названных Украиной приоритетов её председательства в ОБСЕ выглядит отсутствие ситуации в сербском автономном крае Косово и Метохия… Председатель ОБСЕ Л.Кожара ограничился  указанием на то, что переговоры  между Белградом и Приштиной открыли «новые перспективы для нормализации положения на Балканах». Л.Кожара заявил, что ОБСЕ приветствует Брюссельское соглашение от 19 апреля и отдал «должное» властям в Белграде и в Приштине «за проявленные ими мужество и прозорливость в целях его достижения». Он также приветствовал продолжение «диалога» и заявил, что ОБСЕ будет оказывать поддержку этому диалогу, правда, «по мере возможностей». 

Такой подход к самому горячему конфликту в современной Европе не может не вызывать удивления. Ситуация в Косове и Метохии говорит не только о грубом нарушении общего международного права, в частности нарушении принципов уважения суверенитета и территориальной целостности государств. Проблема Косова является также прямым вызовом именно ОБСЕ, так как нарушает принцип неприкосновенности границ, существующий в настоящее время только в Европе и разработанный и принятый именно Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе – предшественником ОСБЕ.

Заключительный Хельсинский акт 1975 года сформулировал ряд важнейших международно-правовых принципов, прямо применимых к ситуации в Косове и Метохии. Во-первых, при формулировании принципа суверенного равенства государств Хельсинский акт особо подчеркнул, что в рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности и их границы могут изменяться только в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Во-вторых, был впервые сформулирован принцип нерушимости границ. В соответствии с данным принципом «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

По мнению многих юристов-международников, положения Хельсинского заключительного акта 1975 года имеют силу норм обычного международного права. В любом случае они являются обязательными к исполнению нормами для государств, подписавших Заключительный акт.

Что касается позиции Российской Федерации в ОБСЕ, то она выделила следующие российские приоритеты в этой организации. Во-первых, Россия считает главной задачей осуществить реформу ОБСЕ. Основной проблемой ОБСЕ уже давно является её использование в интересах нескольких стран в явный ущерб другим. (3) В связи с этим Россия требует исправления этих дисбалансов и превращения ОБСЕ в полноценную международную организацию. Россия предложила использовать опыт институционального строительства ООН (в частности, разработку юридически обязательного Устава и упорядочение по образцу ООН участия НПО в мероприятиях ОБСЕ). Россия также считает, что особые усилия ОБСЕ должна направить на борьбу c терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Другим приоритетом Россия называет  тему наблюдения за выборами. Российская Федерация полагает, что Бюро по демократическим институтам  и  правам  человека  должно  осуществлять  процесс мониторинга  во  всех  странах ОБСЕ на одинаковых условиях. Россия выдвинула предложение о проведении  сравнительного  анализа  избирательного законодательства и разработку единых стандартов наблюдения. В рамках «гуманитарного измерения» Россия считает, что ОБСЕ должна, наконец, заняться проблемой защиты  прав  национальных,  религиозных  и  языковых меньшинств, а также борьбой c явлением безгражданства в Латвии и Эстонии. Кроме того,  в  период  экономического  кризиса  ОБСЕ  следует  активнее  заниматься  социально-экономическими  аспектами  прав человека. (4) Кстати, в мае 2013 года вступил в силу Дополнительный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966 года), предусматривающий право граждан стран-членов Пакта подавать индивидуальные жалобы в Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам.

Позиция России весьма точно отражает существующую сегодня ситуацию. Без проведения серьёзной реформы ОБСЕ трудно ожидать от неё эффективных действий по разрешению ряда проблем, в первую очередь проблемы сербского автономного края Косово и Метохия. Более того, как отметил в своём выступлении на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ С.Лавров, главным инструментом стабилизации обстановки является переговорный процесс между Белградом и Приштиной, а правовой основой остается резолюция 1244 Совета Безопасности ООН. С.В.Лавров отметил, что международные присутствия в крае, включая Миссию ОБСЕ, должны строго следовать своим мандатам на статусно-нейтральной основе. (5) Однако это не означает, что государство-председатель ОБСЕ не может предпринять позитивных шагов в направлении решения косовской проблемы. Такие шаги могут и должны быть осуществлены в соответствии с обязанностью обеспечения норм Хельсинского заключительного акта 1975 года, прежде всего принципа нерушимости границ.  И наконец, ОБСЕ должна ответить на вопрос, как эта организация по безопасности, изначально задумывавшаяся как организация гуманитарного характера, собирается обеспечить права сербского населения северных районов Косова и Метохии. 

 
(1) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (штаб-квартира – Вена) была создана в качестве международной межправительственной организации в 1994 году на основе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На 1 мая 2013 года в ОБСЕ входит 57 государств Европы, Америки и Азии. Последним членом ОБСЕ стала Монголия. Кроме того, партнёрами по сотрудничеству ОБСЕ являются ещё 11 стран (Афганистан, Япония, Республика Корея, Таиланд, Австралия, Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис). 
(2) См. выступление министра иностранных дел Украины Л.Кожары на заседании Совета безопасности ООН 7 мая 2013 года, // Документ ООН: S/PV.6961 от 7/05/2013. С.2-4.
(3) В интервью газете «Фигаро» (Франция) министр иностранных дел России С.Лавров говорил: «Кроме того, в отношении к различным конфликтным ситуациям на пространстве ОБСЕ наблюдается странная тяга к селективным подходам – акцент на некоторых из них и полное молчание по другим. Не думаю, что это справедливо», (http://www.mid.ru /BDOMP /Brp_4.nsf/ arh/02BA692 B174EE2 CAC325 77ED00 36A2E 2?Open Document).
(4) Позиция Российской Федерации в отношении ОБСЕ была изложена Постоянным представителем РФ в Совете Безопасности ООН В.Чуркиным 7 мая 2013 года. Более подробно концепция отношения РФ к ОБСЕ изложена в  выступлении заместителя министра иностранных дел России А.Ю.Мешкова на заседании Постоянного совета ОБСЕ 14 марта 2013 года // Официальный сайт МИД РФ: http://www.mid.ru/BOMP/ Brp_4.nsf /arh/C7DCF 00130 95A24F4 4257B3000 28A6FA? OpenDocument.
(5) См.: Выступление министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пленарном заседании СМИД ОБСЕ, Дублин, 6 декабря 2012 года, // Официальный сайт МИД РФ: http://www.mid.ru /BDOMP/ Brp_4.nsf/arh/ A00C9 7EC9E1 D3FE04 4257 ACC00 4EE1 B3? OpenDocument.
Статьи по теме