США – ЕС: «свободная» торговля под электронным колпаком

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Скандал вокруг американской шпионской системы PRISM угрожает похоронить один из самых амбициозных геополитических проектов Вашингтона – создание трансатлантической зоны свободной торговли США и Европейского союза.

По данным германского еженедельника Der Spiegel, в Брюсселе самым серьезным образом восприняли информацию о шпионаже Агентства национальной безопасности (АНБ) США против дипломатических представительств ЕС. [1] А британская The Financial Times, ссылаясь на письменное обращение комиссара ЕС по внутренним делам Сесилии Мальмстрем к властям США, сообщает, что Евросоюз может прекратить обмен информацией между европейскими спецслужбами и США в связи с обнаружением прослушивающих устройств в кабинетах послов европейских стран. «У нас наступил деликатный момент в наших отношениях с США, нашим сильнейшим союзником. Обоюдное доверие и конфиденциальность сильно подорваны, и я ожидаю, что США их восстановят», – подчеркивает еврокомиссар Мальмстрем. [2]

Наиболее жесткую позицию в отношении США заняли Германия, Франция и Нидерланды – ведущие в экономическом отношении страны ЕС. «Поведение в стиле «холодной войны» неприемлемо», – цитируют агентства слова Ангелы Меркель. А бывший вице-спикер парламента Бельгии Лод Ваноост убеждён, что главной целью программы PRISM является именно экономический шпионаж против Евросоюза, и это имеет самое прямое отношение к тому смыслу, какой Вашингтон вкладывает в план создания зоны свободной торговли с ЕС... [3]

Евросоюз и США приступили непосредственно к подготовке соглашения о создании свободной трансатлантической экономической зоны, призванной связать сетью торговых и иных соглашений их экономики, в конце 2012 года. Консультации по этому вопросу охватывают такие области, как торговля продукцией сельского хозяйства, взаимные инвестиции, упорядочивание налогообложения, взаимное признание стандартов в медицине. Однако главная цель создателям «экономической НАТО» видится глобальной. «Запад не намерен просто сдать часть своих позиций в новой глобальной экономике быстро развивающимся странам с новыми рынками, прежде всего группе БРИКС», – заявил информированный источник в Брюсселе. Он подтвердил, что готовится беспрецедентная инициатива по созданию единого трансатлантического рынка. [4]

О намерении Евросоюза создать трансатлантическую зону свободной торговли было объявлено на саммите ЕС 8 февраля. А через несколько дней о поддержке этой идеи и о готовности начать соответствующие переговоры с Брюсселем сообщил Барак Обама. Посвятив данному вопросу значительную часть своего ежегодного послания «О положении страны» и обращения к конгрессу, Обама всячески подчеркивал выгоды подобного шага – разумеется, для самих американцев. По его словам, заключение соглашения с Евросоюзом послужит поддержке американского экспорта и обеспечит конкурентные интересы США «на растущих рынках Азии». Кроме того, по мнению Барака Обамы, «свободная и честная торговля между США и Европой» способна дать американцам миллионы новых рабочих мест. [5]

О еще более масштабных задачах и возможных выгодах заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. «Будущее соглашение между двумя самыми крупными экономическими государствами планеты изменит глобальные правила игры, - говорит он. - Вместе мы создадим самую большую в мире зону свободной торговли».

В настоящее время экономические отношения между США и ЕС действительно являются самыми развитыми в мире. Суммарный товарооборот между ними превышает 2 трлн. долларов. В Еврокомиссии прогнозируют, что заключение Трансатлантического соглашения будет ежегодно приносить европейским производителям более 60 миллиардов евро. По оценкам Брюсселя, создание зоны свободной внешней торговли США - ЕС приведет к удешевлению товаров, а также к более эффективному распределению ресурсов, что в свою очередь снизит цены для конечного потребителя. В Брюсселе уже подсчитали, что это должно дать рост ВВП ЕС на 0,5%.

Однако не всё так благополучно. Идея создания трансатлантического торгово-экономического союза между США и Евросоюзом обсуждается на уровне экспертов и даже отдельных политиков давно. Вплоть до самого последнего времени большую заинтересованность в подобных проектах проявляли европейцы – в первую очередь, как раз Ангела Меркель. Еще в 2007 году германское правительство представило пакет предложений по гармонизации законодательства ЕС и США в экономической и торговой областях с перспективой создания зоны свободной торговли. В Вашингтоне жизнь этой идеи можно проследить по докладам Национального разведывательного совета США, прогнозирующим к 2025 году серьезные пертурбации в мировой финансово-экономической системе. «Доллар уязвим в условиях крупного финансового кризиса, и международная роль доллара, вероятно, снизится: из беспрецедентной «глобальной резервной валюты» доллар превратится к 2025 году в единицу, первую среди равных в валютной корзине», - уверены эксперты Национального разведывательного совета США. По их мнению, данное обстоятельство подталкивает к более интенсивным интеграционным процессам. Вместе с тем «зависимость финансовой стабильности США от внешних источников может ограничить американскую свободу маневра». [6]

Последним по времени толчком к реанимации идеи «экономической НАТО» стали растущие опасения Запада по поводу укрепления группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Однако проекту создания зоны свободной торговли США и ЕС не достаёт конкретики, а главное - он сомнителен с геополитической точки зрения. Слишком серьезные противоречия разделяют США и Европу. Не случайно западные СМИ предпочитают с осторожностью говорить о трансатлантическом экономическом партнерстве, называя лишь некоторые возможные соглашения. Так, американская газета The San Francisco Chronicle считает возможной отмену налогов на торговлю товарами, составляющих сегодня в среднем 3-4%. По оценке издания, подобная мера могла бы привести к увеличению годового ВВП США на 1,5%, а ВВП Евросоюза - на 0,5%. Однако это пока сугубо гипотетический сценарий. У США уже существует режим свободной торговли с Южной Кореей, но он как раз был введён по соображениям военно-стратегического порядка в условиях сохраняющегося военного противостояния в Юго-Восточной Азии. Что же касается отношений Брюсселя и Вашингтона, то, как указывает The San Francisco Chronicle, Евросоюз по инициативе Франции намерен вести соответствующие торгово-экономические переговоры «параллельно с дискуссиями о надзоре со стороны АНБ». [7]

Впрочем, намерения намерениями, но сегодня Брюссель зачастую вынужден играть по чужим правилам. Кризис заставил ЕС пересмотреть взгляд на торговые отношения. В предыдущие годы Брюссель в основном заключал соглашения о свободной торговле со слабыми партнерами, получая доступ на их рынки в обмен на преференции, и эти соглашения заключались на условиях европейцев. Сейчас же от Европы потребуются серьёзные уступки.

И в отношении США Евросоюз на уступки уже пошёл. В 2012 году Брюссель увеличил квоту на импорт американского мяса, выращенного без гормонов. В ближайшее время может быть разрешен экспорт в ЕС американского говяжьего жира - проблема обсуждалась в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) не один год. В принципе, нынешние намерения создать трансатлантическую зону свободной торговли – попытка двух сторон решить проблемы за пределами ВТО, отмечают эксперты. Ведь так называемый Дохийский раунд переговоров, который был призван урегулировать взаимные торговые претензии и гармонизировать законодательство, тянется уже 12 лет. По прогнозам экспертов, нынешние переговоры по Трансатлантическому соглашению также будут напряженными и продлятся не менее двух лет. Если взять, к примеру, такую важную отрасль, как трубные сети, то не будет преувеличением подчеркнуть, что в этом отношении «рынки США и Европы совершенно разные, причем не только в плане торговли трубами, но и по масштабам производства, и по текущей рыночной ситуации. [8]

Наконец, фактором, затрудняющим торгово-экономическое сближение США и ЕС, являются «особые отношения» Вашингтона и Лондона. Великобритания была и остаётся главным европейским союзником американцев. Вот как описал значение Туманного Альбиона для американских интересов Збигнев Бжезинский: Великобритания «является основным сторонником Америки, очень лояльным союзником, жизненно важной военной базой и близким партнером в принципиально важной разведывательной деятельности». А такой союзник может оказаться важнее, чем выигрыш на зоны свободной торговли. [9]

В принципе, идея ЗСТ как таковая в мире востребована. Наиболее известным европейским примером может служить Центральноевропейское соглашение о свободной торговле с участием Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Словении и Чехии. Правда, подписанное в 1992 году, оно просуществовало всего 12 лет – до вступления стран-участниц в Евросоюз. Что же касается США, то они, как уже сказано, имеют соответствующее соглашение с Южной Кореей – одним из главных азиатских рынков. А в 1994 году была создана Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA) с участием США, Канады и Мексики. Оно предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и иных барьеров для промышленных и сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами. Как видим, речь идет о длительном и сложном процессе сближения и унификации торгово-экономической практики.

На пути к возможному образованию зоны свободной торговли США и ЕС собственно экономических проблем выявится гораздо больше, чем, скажем, в процессе создания NAFTA. А скандал с американским «электронным колпаком» над Европой, продемонстрировавший, каким образом американцы обеспечивают себе односторонние преимущества в рамках запланированной ими «экономической НАТО», количество этих проблем, прямо скажем, никак не уменьшит.

[1] http://www.spiegel.de/netzwelt/netzpolitik/nsa-hat-wanzen-in-eu-gebaeud…
[2] The Financial Times, 05.07.2013.
[3] http://rt.com/business/nsa-free-trade-spying-477/
[4] http://www.vz.ru/economy/2012/12/27/614035.print.html
[5] http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/02/12/remarks-president…
[6] Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М., 2009. С.175.
[7] http://www.sfchronicle.com/news/world/article/Europe-wants-parallel-tal…
[8] Петропавловский О. Трубные сети США и ЕС // Металлоснабжение и сбыт. 2013. Июнь. С.122.
[9] Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2009. С.63.

Фото: articles.washingtonpost.com