Большие проблемы большой Европы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Во-первых, процесс интеграции стран-членов ЕС в политической сфере существенно отстает от аналогичного процесса в экономике. На международной политической арене Евросоюз не обладает полной субъектностью, ему трудно "говорить единым голосом".

Во-вторых, против объединенной Европы активно интригуют США, имеющие в стане ЕС целый табун «троянских коней» из числа «молодых восточноевропейских демократий». Прием новых членов в Евросоюз умело используется Вашингтоном для разжигания конфликтов между «локомотивами» этой организации – Германией и Францией, с одной стороны, и остальными членами Евросоюза – с другой. Именно поэтому Европейская комиссия назвала в свое время Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию «потенциальными источниками проблем для Европейского союза».

В-третьих, на первый план вышла проблема принятия единой европейской конституции. Причем произошло это задолго до провала референдумов по ее принятию, так как продвигавшийся Берлином и Парижем проект конституции Европейского союза ставит в привилегированное положение страны с наибольшим количеством населения, то есть всё те же Германию и Францию, которые заинтересованы в создании федеративного европейского государства под своим контролем. Такой вариант, исходящий от сильнейших континентальных держав Европы, категорически не устраивает Великобританию, ориентированную на англосаксонский тандем и согласовывающую действия с Соединёнными Штатами.

В-четвертых, страны-члены Евросоюза не в состоянии достигнуть единства мнений по вопросам, касающимся коллективной безопасности Европы, включая сотрудничество в областях правосудия и борьбы с терроризмом. В связи с серьезным отставанием процесса интеграции ЕС в сферах политики, дипломатии и безопасности страны-члены союза проявляют особую осторожность в обмене информацией по этим вопросам (дело Сноудена, показавшее, что такая осторожность отнюдь не напрасна, явно не поможет решению данной проблемы).

В-пятых, западноевропейские ученые отмечают, что экономики их стран столкнулись с проблемой финансирования государством социальной сферы. Вызывает тревогу складывающаяся демографическая ситуация, прежде всего - низкая рождаемость в сочетании с высокой продолжительностью жизни. Для экономики это означает, что за счет отчислений с заработной платы поступает всё меньше и меньше средств для выплаты пенсий, пособий по безработице, социальных пособий. Одновременно становится все меньше работников, финансирующих системы страхования.

В-шестых, тревогу вызывает аграрная политика Евросоюза. Несмотря на то, что его страны ориентируются на соблюдение принципов рыночной экономики, аграрная политика ЕС находится в полном противоречии с этими принципами. С принятием новых государств проблема только усложнилась. Страны с развитым аграрным сектором вроде Польши и Венгрии существенно - в несколько раз - обостряют проблему перепроизводства и распределения продуктов сельского хозяйства.

В-седьмых, экономический разрыв между новыми и старыми членами ЕС становится все очевиднее. ВВП на душу населения «молодых» членов Европейского союза не достиг и половины среднего показателя организации прежнего состава; в некоторых «молодых» странах-членах данное соотношение составляет 1:4. Ликвидировать этот разрыв вряд ли возможно, и такая несбалансированность создает дополнительные проблемы для развития Евросоюза как целого.

В-восьмых, вступление новых стран в Европейский союз ведёт к конфликтам, связанным с перераспределением средств. С одной стороны, развитые страны сопротивляются дополнительным отчислениям в общие фонды. С другой стороны, страны, которым оказывали содействие (Испания, Ирландия, Португалия), хотят и дальше получать средства из этих фондов.

В-девятых, необходимые реформы системы принятия решений в ЕС сопряжены с большими трудностями. Малые страны-члены озабочены контролем больших над делами Евросоюза и собственной маргинализацией, в то время как крупные страны ратуют за сочетание прав и обязанностей, надеясь удержать руководство делами Союза благодаря внесенному ими в общий бюджет определяющему финансовому вкладу. Кроме того, после расширения ЕС стала заметна разница между новыми и старыми членами в государственном устройстве и системах юстиции. Процесс адаптации законов и правил Евросоюза новыми членами долог и тернист.

В-десятых, неясно будущее евро. Об этом еще в середине 2000-х заявил в статье, опубликованной The Financial Times, комиссар Европейского союза по вопросам единого рынка Frits Bolkenstein: «Евро предстоит сложное испытание. Через 10 лет Европа столкнется с огромными проблемами, когда станет необходимо выплачивать пенсии стремительно стареющему населению… Я считаю, что долгосрочные шансы евро на выживание сомнительны».