Рано утром 14 августа египетские силы безопасности начали зачистку двух лагерей оппозиции у мечети Rabaa al-Adawiy и на площади Nahda неподалеку от центра Каира. Лагеря, окруженные импровизированными баррикадами, служили опорными точками протеста сторонников содержащегося под арестом бывшего президента Мухаммеда Мурси. Вокруг лагерей развернулись настоящие бои с применением огнестрельного оружия, слезоточивых газов, вертолетов. В результате столкновений погибли более ста человек, сообщается также о сотнях раненых. Общим итогом дня стало введение в Египте чрезвычайного положения…
Зачистка началась после того, как накануне вечером сторонники Мурси вышли на демонстрацию к комплексу правительственных зданий и столкнулись со сторонниками нового режима. Произошла стычка, в ходе которой со стороны протестующих было применено огнестрельное оружие. Один человек был убит, несколько получили ранения. Это переполнило чашу терпения властей, которые в течение шести недель пытались найти с «Братьями-мусульманами» общий язык.
Теперь Рубикон перейден. Египетские власти решительно применили силу против «Братьев-мусульман» и их сторонников.
Взяв власть в ходе переворота 3 июля, египетские военные первоначально не были намерены прибегать к жёстким репрессиям против исламистов, хотя понимали, с кем имеют дело. Они ограничились арестами нескольких наиболее радикальных вождей, которые подлежат теперь суду за подстрекательство к убийству.
Новый режим неоднократно заявлял, что не намерен исключать кого-либо из политической жизни страны. В целом такая позиция вызвала понимание на Западе. Госсекретарь Д.Керри одобрил действия новых египетских властей, и это стало для них обнадеживающим сигналом.
Однако, несмотря ни на что, ситуация продолжала ухудшаться. Страна разделилась на два лагеря. Первый, с центрами в Каире и Александрии, представляет собой противников «Братьев-мусульман». Его лидеры, уже не раз поднимавшие народ, заявляют: "Мухаммеда Мурси больше нет!» Говорят они и о недопустимости освобождения Мурси: "Мы добивались привлечения его к судебной ответственности за преступления против государства - за подстрекательства к убийствам, терроризм, государственную измену и шпионаж в пользу иностранных государств". Эти люди убеждены, что если Мурси и другие лидеры "Братьев-мусульман" будут отпущены на свободу, страну охватит полный хаос (который кто-то тут же назовёт революцией).
Второй лагерь представлен преимущественно населением провинциальных городских центров. Это опора «Братьев-мусульман», отсюда рекрутируются в основном и участники сидячих забастовок в Каире. Помимо этого, за «братьями» прячутся экстремистские группировки, многие члены которых имеют опыт войны в Сирии и способны толкнуть к тому же Египет. В распоряжение военных попали документы с именами подлежащих устранению 83 видных деятелей страны. В чёрном списке фигурируют первый вице-премьер и министр обороны Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, временный президент Адли Мансур, его заместитель Мухаммед аль-Барадеи, премьер-министр Хазем аль-Баблауи, коптский патриарх Феодор (Тавадрос) II и многие другие. Кроме того, обнаружены схемы расположения стратегических военных и гражданских объектов страны, данные аэрофотосъемки некоторых районов Каира, а также карта Египта, разделенного на пять секторов (или, возможно, будущих государств).
Стало известно о задержании в Каирском международном аэропорту двух египтян, жителей Рафаха, следовавших из Стамбула, которые пытались в багаже провести оружие и боеприпасы. При досмотре у них были обнаружены пуленепробиваемые жилеты и другие средства защиты, символика "Аль-Каиды", афганская военная камуфляжная форма, устройства для подделки валюты.
В Каир тем временем зачастили визитёры из США и Евросоюза. Однако дипломатические усилия заместителя госсекретаря США Уильяма Бёрнса и генерального секретаря аппарата правительства Испании Бернардино Леона ничего по существу не дали. Побывал в Египте в начале августа и всюду поспевающий, несмотря на свой возраст, Джон Маккейн. Госсекретарь США Джон Керри и Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон выпустили даже совместное заявление, в котором предлагали вырабатывать меры доверия в виде «осуждения насилия» и освобождения из тюрьмы заключенных политических деятелей, но и этот призыв ни к чему не привёл, если не считать рост антиамериканских настроений в Египте. Прозвучали требования объявить персоной нон грата посла США в Каире Энн Петтерсон и отказать в аккредитации в Каире новому американскому послу Роберту Форду, который уже заслужил репутацию ярого сторонника "братьев" в тех арабских странах, где он работал - в Сирии, Ираке, Алжире, Бахрейне.
Один из бывших лидеров "братьев", покинувший их ряды и теперь открыто выступающий против исламистов, Абдель Галиль аш-Шарнуби, говорит: «Уже ни для кого не секрет, что "Братья-мусульмане", работающие под финансовым и идеологическим «зонтиком» Вашингтона, отчаянно пытаются сейчас спасти своё положение. Этой международной организации, полностью дискредитировавшей себя в Египте, теперь важно сохранить хотя бы часть своей международной структуры»
Ведут свою игру на египетском поле и монархии Персидского залива. В Египте с продолжительными визитами побывали министр иностранных дел Катара Халед бен Мухаммад аль-Атыйа, глава МИД ОАЭ шейх Абдалла бен Заид Аль Нахайян. Катарский министр встречался с руководителями египетских «братьев», убеждая их прекратить забастовки и не прибегать к уличному насилию в обмен на освобождение исламистских лидеров. В целом сообщениям о таких усилиях Катара можно доверять: скорректировав свой курс, там довольно трезво оценивают ситуацию и склоняются к тому, чтобы сохранить основные силы исламистов, не допустив их серьезного поражения.
Как бы там ни было, период неопределенности в Египте закончился. День 14 августа стал рубежом, обозначившим открытый общественный конфликт в Стране на Ниле с населением более 85 миллионов человек. Теперь многое будет зависеть от решительности и точности действий новых египетских властей, задача которых - не допустить восстания исламистов.