Совет южноамериканской обороны и диверсии Пентагона

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Боливии через восемь лет после передачи 37 ракет «земля-воздух» китайского производства военным США «для дезактивации» вновь вспыхнул по этому поводу скандал. Вице-президент Альваро Линьера обвинил в предательстве национальных интересов страны М. Антесану, бывшего командующего армией, а ныне сенатора от оппозиции в парламенте. Антесана всячески оправдывается, то ссылаясь на ветхость ракет и их опасность для военного персонала, то указывая на прямое распоряжение тогдашнего президента Родригеса о передаче ракет американцам. К месту вспомнить, что ещё в ноябре 2005 года, когда разворачивались эти события, посольство США заявило, что ракеты, «несмотря на свои дефекты, в некоторых обстоятельствах могли использоваться по своему назначению».

То есть боеспособность ракет не ставилась под сомнение, и в штаб-квартире Южного командования ВС США было решено, что правительству Эво Моралеса, победившего на президентских выборах, нельзя доверять такое опасное вооружение. Заканчивавший президентский срок Родригес подчинился давлению американского посольства. Ракеты на транспортных самолётах ВВС США были вывезены из Боливии. Этот эпизод до сих пор воспринимается в патриотических кругах страны как наиболее позорный и унизительный в истории боливийских вооружённых сил. С диктатом подобного рода в разное время сталкивались практически все страны к югу от Рио-Гранде. Вашингтон использовал в качестве дисциплинирующей «удавки» Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 года. В Пентагоне решали, кто является главным противником Латинской Америки, каким образом надо разбираться с «внутренними врагами» на континенте, какое оружие и какую униформу использовать национальным вооружённым силам и т.д. 

Только после победы Кубинской революции и установления самых тесных отношений между кубинскими и советскими военными, а также после Мальвинской войны, когда США открыто поддержали Англию против Аргентины, Межамериканский договор дал трещины, залатать которые стало невозможно. Латиноамериканцы стали задумываться о своей собственной роли в обеспечении безопасности континента. Эти тенденции усилились после возникновения блока ALBA – Боливарианской альтернативы для народов Латинской Америки. О необходимости укрепления военного сотрудничества стран Южной Америки постоянно напоминал Уго Чавес, увязывая эту задачу с процессами латиноамериканской интеграции. Венесуэльский лидер не скрывал, что его тревожит рост агрессивности Соединённых Штатов в различных районах мира, та запредельная жестокость, с которой пентагоновские глобализаторы расправляются с «недружественными» режимами. Чавес был уверен, что Империя рано или поздно воспользуется своей подавляющей военной мощью, чтобы «навести порядок» в латиноамериканско-карибском регионе в соответствии с планами Pax Americana.

В марте 2009 года был создан Совет южноамериканской обороны (CDS), в который входит 12 государств. Своими главными задачами CDS провозгласил консолидацию Южной Америки как зоны мира, базы демократической стабильности, полноценного развития народов, населяющих её. Формируется южноамериканская идентичность в сфере обороны, которая полностью учтёт субрегиональные и национальные характеристики, стимулирует укрепление единства стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Будет выработан консенсус в отношении региональной кооперации в области обороны. В рамках CDS уже обсуждается эта проблематика, включая возникающие разногласия по военным бюджетам, по урегулированию текущих конфликтов; согласовываются меры по обеспечению внешней безопасности. 

Символично, что у истоков CDS стоят такие крупнейшие политики Южной Америки, как Инасио Лула да Силва и Уго Чавес. Они постоянно подчёркивали: если ведущие региональные политики не возьмутся за решение проблем мира и безопасности континента, то это сделают другие, чуждые Латинской Америке силы. И тогда не будет гарантий, что здесь, особенно в Южной Атлантике, не появится оружие массового уничтожения, в том числе ракетно-ядерное. С самого начала формирования CDS было решено: не допускать США к участию в Совете, поскольку они не имеют «географического отношения» к Южной Америке. Впрочем, Империя и её самый надёжный союзник Англия считают иначе. Их подводные лодки, снаряжённые ядерными боеголовками, игнорируя все призывы к сохранению безъядерной зоны, регулярно «патрулируют» в Южной Атлантике. Существуют данные о том, что на британской военной базе на Мальвинских островах размещены атомные заряды с соответствующими средствами доставки. То есть с ведома Пентагона игнорируются положения Договора Тлателолко о создании в Латинской Америке и Карибском бассейне безъядерной зоны. Договор был заключён в феврале 1967 года и стал коллективным ответом стран региона на Карибский кризис 1962 года. Этот аспект проблемы всегда беспокоил Бразилию, торговые связи которой на 90 процентов осуществлялись через Атлантику. Сейчас ситуация ещё больше осложнилась из-за открытия богатейших запасов нефти и газа в территориальных водах Бразилии и Венесуэлы, в освоении которых «на приоритетных началах» хотят участвовать нефтяные компании США. 

Страны-члены CDS настаивают на том, чтобы не было никакого копирования натовских схем и структур, поскольку Совет обороны не является «классическим военным альянсом» с перспективой проведения «операций» за пределами Южной Америки. Никаких карательных функций! Не предвидится и развязывания гонки вооружений в регионе, хотя задачи создания убедительного потенциала сдерживания обсуждаются очень серьёзно. На совещаниях представителей CDS по выработке оборонительной доктрины рассматриваются совместные вооруженческие проекты. Первым из них будет создание к 2017 году по инициативе Аргентины тренировочного самолёта «Unasur-1» для подготовки пилотов ВВС из южноамериканских стран. Бразилия будет курировать проект регионального беспилотника. Запланировано формирование космического агентства UNASUR, чтобы со временем добиться большей независимости в создании систем спутниковой связи и, судя по всему, ведения космической разведки в интересах обороны. Тотальный шпионаж, осуществляемый американскими спецслужбами, побуждает дистанцироваться в этой области от Пентагона. 

Важным аспектом укрепления взаимного доверия между военными станет создание Южноамериканской школы обороны (Esude). По последним данным, она будет функционировать в Эквадоре. Президент Рафаэль Корреа заявил о готовности сделать всё необходимое для скорейшей реализации проекта. Военные эксперты рассматривают эту инициативу как стремление раз и навсегда свести счёты с негативным наследием «Школы Америк», учебного заведения, которое было создано под эгидой Пентагона и которое известно под мрачным названием «Школы убийц и террора». В апреле 2013 года под давлением правозащитных организаций федеральный судья северного района Калифорнии принял решение о рассекречивании материалов по «Школе Америк», действующей под названием Институт по сотрудничеству в сфере безопасности (Западного) полушария (SOA/WHINSEC). До 1984 года «Школа Америк» располагалась в Зоне Панамского канала, потом была переведена в Форт Беннинг (США). Пентагон оспаривает решение судьи, полагая, что в этом случае правозащитники получат дополнительное подтверждение хорошо известным фактам, говорящим о том, что выпускники школы (около одной тысячи ежегодно) запятнали себя многочисленными преступлениями. Сотни тысяч прошедших через пыточные камеры, изнасилованных, униженных, сведённых с ума, убитых и без вести пропавших латиноамериканцев - всё это в «активе» инструкторов и учебного персонала «Школы Америк». «Эскадроны смерти» в Аргентине, Боливии, Бразилии, Никарагуа, Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Колумбии и других странах, как правило, возглавлялись выпускниками школы. 

Для нейтрализации усилий CDS Соединённые Штаты модернизируют свою стратегию в Западном полушарии, стараются сделать её более гибкой, «гуманитарно привлекательной». По этой причине военные США всё активнее используются в проектах «социального развития» наиболее отсталых стран региона. Количество военных баз США, опорных и вспомогательных, постоянно растёт и приближается к семи десяткам. Наибольшая их концентрация отмечена вдоль границ Венесуэлы, Эквадора и Бразилии. Угрозу миру в Латинской Америке представляет разветвлённая структура военных баз в Колумбии - стране, фактически оккупированной Пентагоном. По мнению экспертов, комплексный пентагоновский сценарий провоцирования войны между Колумбией и Венесуэлой готов и лишь ждёт своего часа. Об этом неоднократно сигнализировал бывший министр обороны в правительстве Чавеса Хосе Висенте Ранхель. 

Для подрыва планов военной интеграции в Южной Америке Вашингтон ускоренными темпами укрепляет структуры Тихоокеанского Альянса (Alianza del Pacifico), в который входят Колумбия, Перу, Мексика и Чили. Альянс рассматривается не только как противовес «популистам», но и как перспективный военно-политический союз против «бразильской экспансии». Усилия Пентагона по расколу Совета южноамериканской обороны, внесению противоречий между его отдельными членами давно уже являются секретом Полишинеля. 

Империя спешит разделять и властвовать, потому что «подотчётные» правительства в странах Тихоокеанского Альянса не столь устойчивы, как кажется. Решится ли, однако, администрация Обамы на крупномасштабную дестабилизацию Южной Америки? 

Статьи по теме