Часть I
Руководители Европейского союза ужесточают риторику по адресу России. В бой со стороны Брюсселя вступила «тяжелая артиллерия» в лице председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и комиссара ЕС по вопросам расширения Штефана Фюле. Звучат обвинения Москвы в давлении на страны бывшего СССР, готовящиеся подписать Соглашения об ассоциации с ЕС. Председатель Еврокомиссии, выступая перед евродепутатами в Страсбурге, обвинил Россию в намерении помешать Украине и другим странам постсоветского пространства расширить торговые связи с ЕС. «Мы не приемлем попытки ограничить суверенный выбор этих государств. Мы не можем повернуться к ним спиной», - негодует господин Баррозу. Аналогичный тезис и у Штефана Фюле: «Любые угрозы со стороны России, связанные с возможным подписанием документов, недопустимы». [1]
Во всех этих речах присутствует лукавая подмена тезиса. Дело в том, что взаимоотношения в треугольнике Брюссель – Киев - Москва определяются не только политикой, но и экономикой. А экономические выкладки однозначно говорят о том, что украинская экономика гораздо теснее привязана к российскому рынку, чем к рынку ЕС. Россия является основным потребителем украинского экспорта, занимая, по разным оценкам, 25-30% соответствующего рынка. На втором месте с огромным отставанием расположилась Турция (5-6%), тоже не входящая в Евросоюз, и лишь на третьем месте находится страна-член ЕС – Италия. Если же учесть, что внешняя торговля Украины имеет огромное отрицательное сальдо (порядка 30 млрд долларов), то становится понятно, что замена в директивном порядке России на ЕС в качестве главного торгового партнера равносильна для Украины социально-экономическому самоубийству…
Обвиняя Москву в антиукраинских кознях, руководство ЕС само отказывается идти навстречу Киеву в том, что касается определения перспектив евроинтеграции. [2] Среди главных оппонентов приема Украины в ЕС находятся Германия, Франция и Чехия, и их мнением Брюссель пренебрегать никак не может. Собственно говоря, в Евросоюзе никто всерьез и не предполагает, что Украина или другие постсоветские страны в обозримом будущем смогут вступить в эту организацию, а потому и не хотят связывать себя какими-либо обязательствами. Это позволяет Брюсселю разыгрывать в зависимости от ситуации то украинскую, то грузинскую, то молдавскую карту.
Россию и Украину связывают не только торговля, но и то, что принято именовать «человеческим фактором». Согласно последнему докладу ООН, российское направление стало главным для украинской миграции – и наоборот. По состоянию на текущий год, из России на Украину приехали 3,5 млн человек, а с Украины в Россию – 2,9 млн. Эти тесные связи сложились задолго до возникновения Евросоюза. [3]
Против программы «Восточное партнёрство» объективно играет ещё один фактор – германо-французская борьба за «сферы влияния». Париж не скрывает своего первоочередного внимания к другому региональному проекту – Средиземноморскому союзу, разработанному и представленному как раз в то время, когда Польша и Швеция начали продвигать «Восточное партнёрство». Увязший в геополитических играх Евросоюз, судя по всему, сам не знает, что делать с Украиной помимо того, чтобы заставить ее пойти на разрыв с Россией.
«Проект Евросоюза направлен на ближайших соседей России, многие из которых имеют интеграционные обязательства в рамках СНГ, ОДКБ, Таможенного союза и выстраиваемого нами Единого экономического пространства», а потому его реализация не должна «вступать в противоречие с вышеизложенными проектами, как это зафиксировано в «дорожной карте» общего пространства внешней безопасности Россия – ЕС» - такова принципиальная позиция российского внешнеполитического ведомства в отношении программы «Восточное партнёрство». [4] И это отнюдь не давление, а простая констатация существующего положения вещей. Россия не против углубления торгово-экономических отношений Евросоюза с Украиной или Грузией – но только до того момента, пока эти отношения не начинают подрывать ее собственные проекты и не наносят ущерб исторически сложившимся связям на пространстве бывшего СССР.
Аналогичная ситуация наблюдается по линии взаимоотношений ЕС и Армении. Брюссель любой ценой пытается заставить Ереван подписать в ноябре в Вильнюсе на саммите руководства Евросоюза и лидеров стран-участниц программы «Восточное партнёрство» Соглашение об ассоциации и соглашение «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли». Правда, армянская сторона уже сделала важный упреждающий шаг, договорившись на уровне президентов двух стран – Армении и России – о своем вступлении в Таможенный союз и участии в создании Евразийского экономического союза. [5] Так что теперь следует ожидать нового хода Брюсселя в разыгрывании «армянской» карты.
В такой ситуации возникает вопрос: а что именно может предложить Евросоюз своим потенциальным «ассоциированным» торговым партнерам, если оставить за скобками антироссийскую риторику? Увы, привлекательность Евросоюза как гаранта и локомотива социально-экономического развития тает на глазах. Более того, внутри ЕС наметилась тенденция к политическому и экономическому дистанцированию от Брюсселя, уже приносящая первые плоды.
Здесь в авангарде продолжает идти Венгрия. Обнародованным на днях национальным статистическим бюро Венгрии (KSH) данным удивились даже местные эксперты. В августе уровень инфляции в стране составил 1,3% в пересчете на последние 12 месяцев. Еще в июле данный показатель составлял 1,8%, и аналитики ожидали его снижения максимум до 1,7%. В результате зафиксирован рекорд, отсылающий нас к далекому 1974-му году – эпохе расцвета социалистической системы и СЭВ. Именно тогда в последний раз инфляция в Венгрии была ещё ниже. [6]
Каким же образом оказалось, что инфляция в Венгрии в период финансового кризиса, охватившего весь Европейский союз, вышла на уровень эпохи государственного социализма с его плановым хозяйством и административным регулированием цен? Неужели антикризисные программы Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ, наконец, продемонстрировали свою эффективность хотя бы в одной отдельно взятой стране? Отнюдь. Брюссельские рецепты жёсткой бюджетной дисциплины и усиления надзорных функций ЕЦБ тут ни при чём. Инфляция отступила не перед Брюсселем, а перед антикризисными мерами венгерского Кабинета.
Можно по-разному относиться к политическим устремлениям харизматичного премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, но ему не откажешь в решительности и последовательности. Взяв курс на национально-ориентированные социально-экономические преобразования, он реализует их, не особо считаясь с окриками из Брюсселя. В частности, в рамках общенациональных антикризисных мер Кабинет с января текущего года в директивном порядке уменьшил на 10% отпускные цены на газ, электричество и отопление, обязав соответствующие «управляющие компании» самостоятельно покрыть издержки.
В Евросоюзе заговорили о подрыве принципов рыночной экономики, невыполнении антикризисных рекомендаций Еврокомиссии и популизме. В ответ правительство Орбана пообещало повторно прибегнуть к той же мере 1 ноября текущего года. А что касается экономических показателей Венгрии, то даже официальное агентство Евросоюза Eurostat вынуждено констатировать, что страна вышла из рецессии и правительству удается держать бюджетный дефицит в рамках, требуемых Евросоюзом 3% от валового внутреннего продукта. К концу текущего года ожидается возобновление устойчивого экономического роста. Венгерский Центробанк в качестве меры по стимулированию экономической активности в течение последних 13 месяцев ежемесячно снижает процентную ставку. Она сегодня также вышла на рекордно низкий уровень в 3,8%.
«Венгерское экономическое чудо», о котором уже заговорили некоторые эксперты, может заставить Евросоюз переосмыслить свои представления о месте и роли в его рамках Восточной Европы. Ведь, как показывают события последних лет, основной удар кризиса пришелся не по этому региону, а по Греции, Португалии, Испании, Ирландии.
«Запад переживает кризис и дефицит лидерства, он находится в поиске ответов на ряд новых вызовов» - так охарактеризовал сложившуюся сегодня в Европе и во всем мире ситуацию журнал The American Interest. [7] Венгрия, похоже, стала на этом пути «первой ласточкой». Ещё совсем недавно сельскохозяйственная житница всей Центральной и Восточной Европы, страна после вступления в Еврсоюз столкнулась с угрозой полной деградации аграрного сектора. Потеряв восточный рынок, Венгрия не смогла завоевать позиции в системе ЕС. Более того, венгерские производители, исторически ориентированные на качество своей продукции, а не на рыночные нормы, столкнулись с новыми правилами игры. Если в системе СЭВ венгерское мясо ценилось за качество, то в ЕС главным оказалась низкая себестоимость, достигаемая самыми различными способами. В результате венгерская свинина и бекон стали проигрывать поставкам тех же продуктов из Дании или Нидерландов. Проигрывать не по качеству, а в силу дешевизны «конвейерного» производства в странах, где используются дешевые искусственные корма. Правительство Орбана и в этой сфере вынуждено было пойти на открытый конфликт с ЕС, введя целый ряд протекционистских мер, включая запрет на покупку местных сельскохозяйственных угодий иностранцами. Как результат - венгерские фермеры получили хоть какую-то передышку.
Оптимальным вариантом решения вставших перед странами Восточной и Центральной Европы проблем видится реанимация в существующих условиях старых хозяйственных связей – наряду с поиском новых международных партнеров. Особо важная роль принадлежит здесь России и предлагаемым ею интеграционным объединениям – от Таможенного союза до Евразийского экономического союза. Чтобы преуспеть на этом пути, восточноевропейским странам и тем более республикам бывшего СССР следует более чётко решить для себя, что для них важнее – политические спекуляции или реальные социально-экономические выгоды.
[1] РИА НОВОСТИ 11/09/13 16:23 11.09.2013 16:24
[2] http://www.president.gov.ua/ru/news/21373.html
[3] http://www.un.org/en/development/desa/news/population/number-of-interna…
[4] http://www.mid.ru/brp_4.nsf/briefview/26B7E97C54DF8C31C325791B0034890F
[5] РИА НОВОСТИ 12/09/13 16:09 12.09.2013 16:10
[6] AFP 110906 GMT SEP 13 16:05 11.09.2013
[7] http://www.the-american-interest.com/article.cfm?piece=1459