Военная направленность Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (TTIP) очевидна - этот проект сразу же окрестили «экономической НАТО». Восточная Европа занимает в нём особое место. Недавно Виктория Нуланд участвовала во встрече с министрами Вышеградской четвёрки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), координируя действия этой группы с программой «Восточного партнёрства». Во встрече приняла участие и Турция. Обсуждались планы создания параллельных силам НАТО воинских формирований под польским командованием. Это видится как своего рода мини-Варшавский договор, но без России.
К планам Вышеградской четвёрки предполагается подключить Украину. В Киеве, куда Виктория Нуланд приехала с письмом от Джона Керри, побывал в ноябре и помощник генерального секретаря НАТО Т. Стаматопулос, участвовавший в дискуссии с украинскими военными на тему «Украина, страны Вышеградской группы и НАТО: к совместному использованию имеющихся механизмов и инструментов для усиления региональной безопасности».
Как выглядит в этом свете приостановлённая 21 ноября, но не отменённая подготовка Украины к подписанию с Евросоюзом Соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли? За этим вопросом возникает другой вопрос: соглашение о какой свободе торговли с ЕС собирается подписывать Украина, если все техрегламенты Евросоюза и США будут меняться в соответствии с требованиями Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства?
Нынешняя осень побила все рекорды по количеству докладов, экономических исследований, социологических опросов, освещающих проблему финансового и гуманитарного кризиса, в котором увязает Европа. В том же Вильнюсе, где 28-29 ноября должен состояться саммит «Восточного партнёрства», недавно на конференции Европейского социально-экономического комитета были оглашены примечательные данные. По оценкам Еврокомиссии (ЕК), около 84 миллионов человек в Европе живут за чертой бедности, а процесс выхода из этого кризиса, как считают в ЕК, может затянуться на десять лет. Некоторые считают, что и эти цифры занижены. По данным международного гуманитарного агентства Oxfam, за черту бедности в Европе отброшены уже более 120 миллионов человек, а если политика строгой бюджетной экономии, проводимая Евросоюзом и Международным валютным фондом, не изменится, массив европейских бедняков увеличится к 2025 году ещё на 15-25 миллионов.
Следует извлечь уроки из сокращения социальных расходов, проводившегося в 80-90 годы по требованию МВФ в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке, говорится в докладе Oxfam. Вместо обещанного процветания этим странам понадобились десятилетия, чтобы хоть как-то вернуться к прежнему уровню жизни. Европейцам, по мнению экспертов, для возвращения к докризисному (до 2008 года) уровню потребуется порядка четверти века. Корень проблемы эксперты видят в политике финансовых институтов ЕС и МВФ, породившей беспрецедентный после Второй мировой войны рост социального неравенства. В докладе убедительно показано, что агрессивная политика секвестра социальных расходов, сопровождаемая поддержкой банковского сектора в размере 4,5 триллиона евро, - одна из главных причин обеднения и социального расслоения населения Европы.
Предлагаемое наднациональным центром силы расширение сферы евроинтеграции на трансатлантическое пространство многих в Европе серьёзно беспокоит. В этом случае речь идёт уже не об ассоциации ЕС с Украиной, Молдавией, Грузией (платить за эти страны Евросоюз не будет) - речь идёт о глобальном интеграционном проекте, за который европейцев платить заставят. Замысел Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (TTIP), то есть предусматриваемые «доктриной Обамы» планы интеграции Старого и Нового Света, заставляют волноваться даже видавших виды брюссельских бюрократов… С некоторых пор европейские СМИ стали пестреть заголовками «Европа в руках «большого бизнеса»?», «Европа отказывается от суверенитета в вопросах законодательства?», «Сохранит ли Евросоюз способность принимать более строгие защитные меры?».
В конце октября было подписано соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и Канадой, следом ожидаются соглашения ЕС с Японией и США. Как пишет Les Coulisses de Bruxelles, «меню этого документа, называемого соглашением «последнего поколения», гораздо более обильно, чем обычные соглашения». Оно не только устанавливает новый режим контроля за таможенной границей и вводит количественные ограничения в торговле, но и отменяет целый ряд важных установлений в различных сферах национального законодательства. Наиболее настораживающим во всём этом, по мнению Les Coulisses de Bruxelles, является регламентация различий прав государственных и корпоративных субъектов международных экономических отношений. Согласно практике, принятой в ВТО, при расхождениях в интерпретации того или иного пункта правил Всемирной торговой организации апелляция подаётся в независимый арбитраж, а не в арбитраж страны-подписанта; для этого в ВТО существует специальный орган для разрешения разногласий. Соглашение же «последнего поколения» делает такую практику невозможной, поскольку оно слишком глубоко вторгается в национальную законодательную практику – в сферы природоохранного права, регулирования продовольственной безопасности и другие. Так, государству придется отвечать по суду, если его законодательство изменится по сравнению с тем, что зафиксировано в соглашении. К примеру, если Евросоюз решит все-таки полностью запретить импорт американских генетически модифицированных продуктов.
Ещё более тревожным европейцы считают то, что по условиям соглашения между ЕС и Канадой право обращения в арбитраж предоставляется не только государствам, но и частным компаниям, как это предусмотрено Северо-американским соглашением о свободной торговле (NAFTA). Так, на основе правил NAFTA американская компания Lone Pine Resources.Inc вчинила иск правительству Канады за то, что канадская провинция Квебек наложила мораторий на вредящую природной среде добычу сланцевого газа на своём шельфе. Сейчас от Канады требуют огромные денежные суммы в качестве компенсации издержек, якобы уже понесенных компанией при разработке шельфа. Государству (имеется в виду Канада) становится всё труднее исправлять допущенные им ранее ошибки и сдерживать массовые протесты населения. И сейчас европейцы начинают лучше понимать смысл таящегося в этом предупреждения: в рамках Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства корпоративные выгоды и вредоносные частные инициативы грозят одержать полную победу над здоровыми общественными интересами.