Германия – США: кризис доверия

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

25-26 ноября делегация конгресса США обсуждала в Берлине и Брюсселе с европейскими политиками возможность внесения корректив в расширившуюся деятельность американских спецслужб на европейском континенте. Глава делегации председатель подкомитета Сената по европейским делам Крис Мерфи перед поездкой в Европу написал в своём интернет-блоге, что спецслужбам стоило бы проявлять большую сдержанность, и назвал озабоченность европейских союзников законной (1). Возможно, эти слова и ласкают слух европейцев, но о настоящей позиции сенатора надо судить не по одной фразе в его блоге, а совсем по другим фактам. …В феврале 2011 года, например, Крис Мерфи голосовал за продление Патриотического акта, расширившего полномочия спецслужб после трагедии 11 сентября.

В Брюсселе американскую делегацию принимала еврокомиссар по юстиции Вивьен Рединг, в Берлине прошли встречи с министрами иностранных дел Г. Вестервелле и внутренних дел Г.-П. Фридрихом. После заверения президента Б. Обамы, данного канцлеру А. Меркель в том, что её мобильный телефон не прослушивается (логично заключить, что прослушивался в прошлом), это первая официальная реакция Вашингтона на неоднократные запросы европейцев. Затянувшееся молчание американских партнёров поставило ведущих немецких политиков, включая канцлера, в сложное положение перед собственными гражданами. Кабинет ещё в середине августа принял Программу по улучшению защиты личной сферы. Среди восьми её пунктов есть и такие, как ведение на экспертном уровне переговоров с Соединёнными Штатами об использовании личных данных, аннулирование административных соглашений с Великобританией, США и Францией по мониторингу переписки, почтовых и телекоммуникаций в Германии (2). В ответ – тишина. Б. Обама отклоняет критику в адрес американских спецслужб и категорически отказывается приносить официальные извинения по поводу использования данных, полученных с помощью незаконной прослушки. По сообщениям из европейских дипломатических кругов, американцы добились того, чтобы из проекта реформы европейского законодательства в сфере защиты данных был исключён пункт о запрете на передачу данных американскому Агентству национальной безопасности (так называемая оговорка против FISA (3)).

Однако проблема не только в том, что провести грань между личной сферой и национальной безопасностью практически невозможно - слишком велико искушение использовать технические средства для ведения и экономической разведки. Ещё в начале 1990-х гг. тогдашний американский президент Б. Клинтон говорил, что данные спецслужб следует использовать в интересах экономики США (так что если бы террористов не существовало, их следовало бы выдумать). Обнародование сведений о масштабах шпионской деятельности секретных служб США, ставшее возможным благодаря личному мужеству Эдварда Сноудена, привело к очень серьёзным последствиям. Плотный покров, искусно маскирующий то, что происходит в политике, вдруг стал прозрачным, высветилась часть сложного механизма управления современным западным обществом. Оказалось, что и для поддержания стабильности внутри страны, и для сохранения глобальной гегемонии США широко используют шпионаж. Документально подтверждённые данные показали, что цитадель демократии не только шпионит за своими врагами, но и не брезгует сбором информации о союзниках. Такое «открытие» особенно болезненно восприняли в Германии - и не только потому, что эта страна оказались в центре внимания американской разведки. Дело в том, что в отличие от французов или англичан немцы не имеют развитой традиции демократии. Архитекторами демократии в послевоенной Германии считаются американцы. Однако совместимо ли такое их положение с функциями жандармского надзирателя?

Объяснить прослушку телефона Ангелы Меркель заботой о предотвращении террористической угрозы невозможно. А вот угроза экономического шпионажа вызвала в Германии серьёзное беспокойство. Член правления Федерального союза немецкой промышленности Ш. Майр выразил глубокую озабоченность отсутствием информации о характере и масштабах передачи данных. Союз машиностроителей Германии обратил внимание на то, что плотность прослушки, которой занимаются американцы, особенно высока на западе и юге страны, где сосредоточены самые высокотехнологичные предприятия германской промышленности (4). По данным опросов, проведенных в немецких компаниях, в 2012 году каждая четвёртая попытка экономического шпионажа против ФРГ предпринималась из Северной Америки (5).

Поэтому и были высказаны сомнения в целесообразности заключения договора о трансатлантической зоне свободной торговли между США и ЕС. «Для заключения соглашения о свободной торговле между потенциальными партнёрами должна быть полная прозрачность. Переговоры будут тем труднее, чем больше недоверие между сторонами», - заявил Ф. Трайер из руководства Торгово-промышленной палаты Германии (6). Похоже, однако, что другие европейские страны воспринимают поведение американцев как должное. Лишь министр иностранных дел Люксембурга Ж. Ассельборн сказал, что перед стартом переговоров о зоне свободной торговли правительство США должно предоставить весомые гарантии прекращения слежки.

В свою очередь, американцы дали понять, что не пойдут на серьёзные уступки в такой важной сфере, как кибербезопасность. Сам статус побывавшей в Европе американской делегации, среди членов которой не было специалистов по безопасности, указывает на это вполне ясно. Министр иностранных дел Германии Г. Вестервелле охарактеризовал приезд делегации конгресса США как «выражение трансатлантического партнёрства» и заявил, что обе стороны «вместе работают над восстановлением взаимного доверия» (7). Такой образец пустословия немецкая пресса просто проигнорировала. Не оригинален был и министр внутренних дел, который по случаю приезда заокеанских гостей повторил сказанные А. Меркель слова о неприемлемости недоверия между союзниками. Что же касается подведения итогов встречи в Брюсселе, то заявление В. Рединг прозвучало по меньшей мере двусмысленно: «Мы говорили и слушали, а не шпионили друг за другом» (8). Тем хуже, если атмосфера переговоров между союзниками нуждается в подобной характеристике.

Европейская Комиссия определенно не настроена обострять отношения с Америкой. Ее председатель Ж.М. Баррозу сообщил, что регламент Safe-Harbor, в рамках которого американские предприятия имеют возможность легально получать от европейских партнёров персональные данные, пересмотрен не будет. Это значит, что Брюссель капитулировал перед жёсткой позицией Вашингтона. Почти одновременно (случайно ли?) было принято решение начать расследование о влиянии внешнеторгового профицита Германии на экономику ЕС; расследование может грозить Германии штрафом в размере 2,7 млрд евро. В Вашингтоне усиленно проталкивают идею о том, что деформации мировой торговли могут являться следствием высокого профицита (9).

«Бедная Германия: они снова нас ненавидят» - статья под таким заголовком, размещённая на сайте немецкого еженедельника FOCUS, привлекла к себе пристальное внимание. Автор статьи констатирует, что в Брюсселе день ото дня усиливается группа германоскептиков (10) и возглавляет эту группу «партнёр США по лидерству» - Великобритания, где ввиду приближения 100-летней годовщины начала Первой мировой войны исподволь нагнетаются антигерманские настроения.

В этих условиях Германия, не отказываясь от разработки европейского законодательства в сфере защиты данных, делает ставку на усиление национальной системы безопасности. Соответствующее положение зафиксировано в коалиционном договоре ХДС / ХСС и СДПГ. Немецкие спецслужбы запрашивают из бюджета 500 миллионов евро на техническое вооружение, необходимое для улучшения качества своей работы.

А 27 ноября ООН единогласно приняла резолюцию против слежки за интернет-пользователями, проект которой внесли Германия и Бразилия. Правда, под давлением дипломатов из США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канады (вот они – «пять глаз»!) некоторые первоначальные формулировки проекта были смягчены.

(1) Цит. по: dpa, 21.11.2013.
(2) Acht-Punkte-Programm zum besseren Schutz der Privatsphäre
(3) Имеется в виду Foreign Intelligence Surveillance Act – федеральный закон 1978 г. о разведке и предотвращении шпионской деятельности на территории США.
(7) Westerwelle: Verlorenes Vertrauen wiederherstellen/http://www.auswaertiges-amt.de, 25.11.2013.
(8) Statement by Vice-President Viviane Reding on her meeting with U.S. Senator Christopher Murphy
(9) de.reuters.com, 22.11.2013.
(10) Kissle Alexander. Armes Deutschland: Sie hassen uns wieder / FOCUS , 20.11.2013.