Виктор Орбан в Москве

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Предстоящая в январе первая межправительственная конференция ЕС - Сербия должна продемонстрировать прогресс на пути продвижения сербской заявки на вступление в Евросоюз. «Сербия должна продолжать начатые реформы, результаты которых будут ключевым индикатором при оценке процесса интеграции», - потребовал Комитет Европарламента по иностранным делам. Одновременно депутаты Европарламента в рамках дискуссии о европейских перспективах Сербии приветствовали состоявшиеся в конце 2013 года выборы в местные органы власти в Косове, назвав их «большим шагом вперед на пути становления демократии». 

Политизация сербской заявки на вступление в ЕС бросается в глаза. Здесь и социально-экономические требования, предъявляемые Белграду, и рекомендации пересмотреть параметры сотрудничества с Россией в энергетической области как не соответствующие духу Евросоюза, Энергетической хартии и «третьего энергетического пакета». 

Однако о каком «несоответствии» речь, если в самом ЕС подходы отдельных стран к выбору курса энергетической политики всё больше разнятся? Евросоюз сегодня – не монолит. Ряд его стран-членов уже дали понять, что не собираются безропотно следовать установкам Брюсселя в области энергетики, хотя и не ставят под сомнение (во всяком случае, пока) своё членство в ЕС. Как раз в те часы, когда депутаты Европарламента в Страсбурге разворачивали дискуссии на своей зимней сессии, в Москву с рабочим визитом прибыл премьер-министр Венгрии Виктор Орбан… 

В последние два десятилетия отношения России и Венгрии знали сложные периоды. Имели место и акции венгерских властей против российских нефтегазовых компаний (в первую очередь, «Сургутнефтегаза»), и попытки Будапешта вести «двойную игру» на энергетическом поле. Однако в последние пару лет эти отношения находятся на подъеме. Знаковым стал рабочий визит в Москву Виктора Орбана в январе 2013 года. Глава венгерского правительства в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным предложил тогда российской стороне принять участие в модернизации энергосистемы Венгрии. И вот теперь эти планы начинают получать конкретное воплощение. 

По свидетельству главы государственной корпорации «Росатом» Сергея Кириенко, важным направлением двустороннего российско-венгерского сотрудничества становится атомная энергетика. «Переговоры с Венгрией находятся в активной стадии», - заявил С.Кириенко. Речь идет об участии России в сооружении двух новых энергоблоков на венгерской АЭС «Пакш» (в дополнение к уже имеющимся четырем, построенным еще при содействии СССР) общей мощностью 2500-3400 МВт. Стоимость контракта оценивается в 10 млрд долларов. «Более 40 процентов объемов работ, - по словам В.Путина, - предусмотрено как раз на венгерской стороне. Это будет означать, что примерно три миллиарда долларов будет направлено на поддержание рабочих мест в Венгрии, и только налоговые поступления в бюджет составят более одного миллиарда долларов». 

А если прибавить к этому достигнутые в конце 2013 года договоренности Москвы и Будапешта о строгом соблюдении, несмотря на возможные сложности, ранее согласованного графика строительства венгерского участка газопровода «Южный поток» и начале поставок российского газа в Венгрию в начале 2017 года, следует признать, что сотрудничество России и Венгрии в области энергетики приобретает характер стратегического партнерства.

Главных причин поступательного развития отношений России и Венгрии две. Первая связана с напряженностью во взаимоотношениях Будапешта и Брюсселя. Давление руководства ЕС на Венгрию в последние годы делалось всё более неприкрытым, затрагивая и государственный суверенитет Венгрии, и чувства её народа. Достаточно вспомнить экспромты германских политиков по поводу необходимости направить в Венгрию военизированные отряды или обсуждавшиеся в Еврокомиссии предложения ввести против Будапешта санкции за не устраивающие Брюссель особенности национального венгерского законодательства.

Всё это, мягко говоря, заметно снизило в глазах венгров привлекательность рекомендаций Еврокомиссии и по другим направлениям, в том числе по энергетике. Кроме того, почему бы в этом вопросе не последовать примеру германского бизнеса, который в последние годы проводит независимую политику сотрудничества с Россией в энергетической сфере? Речь идет, в частности, о недавнем выходе немецкого энергетического холдинга RWE из проекта Nabucco.

Кроме того, российско-венгерское сотрудничество имеет хорошую финансово-экономическую основу. Российские предложения попросту более выгодны, продуманы и серьезны по сравнению с аналогичными предложениями западных компаний. Доказательством того, что это именно так, служит простой факт: сегодня Россия поставляет в Венгрию 80% потребляемой нефти и 75% - природного газа. 

Как признает венгерская печать, среди всех претендентов на соответствующий контракт только «Росатом» готов обеспечить соответствующее предварительное финансирование проекта развития АЭС «Пакш». Первоначально участие в тендере намеревались принять французская компания Areva и японо-американская Westinghouse, но конкретных предложений от них Венгрия так и не дождалась. Российская же корпорация предложила условия, отвечающие интересам венгерской стороны.

Надо сказать, интерес Венгрии к развитию атомной энергетики не вполне отвечает приоритетам Евросоюза, где многие грезят «сланцевой революцией», несущей Европе, скажем так, не меньшие, а большие экологические угрозы, нежели АЭС. 

Ставка венгерского правительства на развитие атомной энергетики с учетом соблюдения, разумеется, всех требований безопасности – это важный шаг общеевропейского масштаба. Как показывает опыт сотрудничества России с другими странами, в частности с Ираном, российские предложения отвечают требованиям безопасности в полной мере. Так что энергетический альянс Москвы и Будапешта может послужить примером для других европейских стран.