Возвращение крымских татар в период горбачёвской «перестройки» в Крым из Средней Азии заметно повлияло на обстановку на полуострове. Составляя около 13% населения Крыма (260 тыс. человек), татарское сообщество громко заявило о своих правах на землю, жилье, социальное обеспечение. Власти автономной республики приложили усилия к тому, чтобы эти проблемы решить, но ресурсов не хватало, возникали трудности. Главным камнем преткновения стало требование татар вернуть ранее принадлежавшие им земли или выделить равноценные по качеству новые. Проблема решается с большим трудом, и татары широко практикуют самозахват земли.
Политические формы самоорганизации татар возникли к 1991 году, когда был создан Меджлис (Крымско-татарское национальное собрание) – исполнительный орган национального съезда (Курултая), собирающегося раз в пять лет. Бессменным председателем Меджлиса с момента его образования до ноября 2013 г. являлся известный диссидент-националист Мустафа Джемилев. С ноября 2013 года председателем Меджлиса стал Рефат Чубаров.
Министерством юстиции Украины Меджлис в качестве общественной организации не зарегистрирован. Не значится он, естественно, и в Конституции Украины.
Тем не менее это влиятельный орган, имеющий международные связи.
По мере развития общественно-политических процессов на Украине, и в первую очередь в период правления В.Ющенко, крымско-татарское сообщество стало все решительнее выступать с политическими требованиями и со временем превратилось в активного участника политической жизни Крыма и Украины в целом.
Конституция Украины не предусматривает никаких изъятий в правах крымских татар, более того, они пользуются некоторыми привилегиями как ранее депортированные. Тем не менее татары требуют расширения своих прав вплоть до предоставления им национальной автономии.
Единственным населенным пунктом в Крыму, где татары составляют абсолютное большинство (77,9%), является Сарыбашский сельсовет в степном Первомайском районе.
Существует также Богатовско-Зеленогорский район Крыма, где доля татар достигает 41% и около 10 сельсоветов в различных районах с плотностью татар от 20 до 40%. На остальной территории Крыма татары представлены слабо, в том числе и в районах Судака и Бахчисарая, которые обозначаются ими как центры национального возрождения.
Смысл требования крымско-татарского Меджлиса предоставить татарам автономию имеет прямой антиукраинский подтекст. Меджлис считает Украину наследницей «советской империи», в которой татарам не дано необходимых прав и свобод, и ставит перед собою задачу обособления Украины, ориентируясь на Турцию. Это привлекает многих любителей геополитических игр.
В августе 2013 г. верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ) Кнут Воллебек опубликовал доклад, озаглавленный «Интеграция ранее депортированных лиц в Крыму, Украина». «Несмотря на похвальные попытки центральных властей Украины и местных властей Крыма содействовать возвращению и решению ряда вопросов, с которыми сталкиваются ранее депортированные лица, многие структурные проблемы все еще остаются нерешенными. Дальнейшие усилия и поддержка, включая поддержку со стороны международного сообщества, необходимы для достижения устойчивых результатов», – отмечается в докладе.
«Усилия и поддержка» последовали незамедлительно, и уже в сентябре 2013 года состоялся визит в Крым еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Штефана Фюле. Визит был посвящен «проблеме крымских татар в Украине». Руководители Меджлиса изложили международному чиновнику претензии крымских татар, и об этом тут же заговорили западные СМИ. Глава отдела внешних связей Меджлиса Али Хамзин указал на важность внимания Евросоюза к положению крымских татар, подчёркивая, насколько тяжело положение крымско-татарского народа и насколько обоснованы его претензии на особые права. Со Штефаном Фюле обсуждалось также проведение в мае 2014 года международного форума по вопросу о предоставлении крымско-татарскому народу дополнительных прав на его исторической родине.
Поддерживаемый Евросоюзом, Меджлис последовательно продвигается к интернационализации «крымско-татарского вопроса»… Мустафа Джемилев говорит: «Есть только два варианта: или Украина движется в направлении России и можно вообразить, что тогда случится. Но мы надеемся, что Украина вступит в ЕС. Мы, как меньшинство, будем иметь хорошие шансы со стандартами ЕС».
Противодействие Меджлиса сближению Украины со странами Таможенного союза имеет модный антироссийский заряд. Показательной была истерическая реакция Меджлиса на пролонгацию российско-украинского договора о базировании ЧФ в Севастополе в 2010 году. Договор по заявлениям представителей Меджлиса закрепил оккупацию Украины Россией и стал аналогом пакта Риббентропа - Молотова. За этим следовали призывы к международной общественности о спасении крымских татар.
Теперь татарские националисты понадобились Западу и на киевском майдане. Одновременно они начинают раскачивать ситуацию в Крыму и уже потребовали роспуска Верховного Совета АРК. Об этом прямо заявил Рефат Чубаров. «В свете последних заявлений членов Президиума ВС АРК, в том числе и о необходимости открытого вмешательства Российской Федерации, завуалированной под призывы о «поддержке, помощи и защите», особую актуальность приобретают предложения о роспуске нынешнего его состава и проведении досрочных выборов на основе нового избирательного закона, предусматривающего гарантированное представительство коренного народа Крыма в его составе», - цитирует Чубарова пресс-служба Меджлиса.
В Крыму не сомневаются, что за такой резкой активизацией Меджлиса стоит карт-бланш, выданный крымско-татарским лидерам Брюсселем. Если на международной конференции в мае 2014 года Меджлис добьётся статуса международно-правового субъекта, к чему он изо всех сил стремится, его положение по отношению к центральным украинским властям неимоверно укрепится. На сегодня сложность организации такой конференции состоит в том, что разрешение на нее должно быть получено в Киеве. Киев пока такого согласия не давал, и многое будет зависеть оттого, уступит он давлению Меджлиса и Евросоюза или нет.