В статье «Банки и бандиты» были показаны механизмы отмывания наркоденег и других грязных денег в банках. Однако этим сотрудничество банков и наркомафии не ограничивается.
Банки проявляют особый интерес к тому, чтобы деньги наркомафии размещались на депозитных счетах, но при этом желательно, чтобы они прошли предварительную обработку и имели максимально «чистый» вид. Следует иметь в виду, что рентабельность банковских операций не меньше, а, может быть, больше, чем у самых крутых наркодельцов, ведь банки могут делать деньги «из воздуха» - выдавать кредиты в виде безналичных денег, причём безналичные деньги рождаются в момент выдачи кредита. Фактически банки занимаются фальшивомонетничеством в особо крупных размерах…
В принципе, об этом можно почитать и в любом учебнике по деньгам и банкам: там этот механизм создания новых денег называется «мультипликатором». Только, как правило, внимание читателя не акцентируется на криминально-жульническом характере данной операции.
В наше время делание банками денег «из воздуха» несколько ограничено государством в виде правил обязательного резервирования, чтобы этой мерой хоть в какой-то мере предотвращать банкротства банков. Не буду утомлять читателя деталями, скажу коротко: чтобы сделать очередную партию безналичных кредитных денег, банку надо иметь некоторое количество наличных денег. Именно наличные (бумажные) деньги во всех странах являются законным платежным средством (в отличие от безналичных денег), и окончательно денежные обязательства перед клиентами банк может «закрывать» только наличными деньгами. В том числе за счет резерва наличных банк выплачивает клиентам проценты по депозитам. Из правил обязательного резервирования вытекает, что если клиент банка кладет на депозит 1 доллар наличных денег, то банк может создать 10 долларов безналичных долларов в виде кредитов. А затем «стричь» с получателей кредитов проценты (пример условный; в разных странах и для разных видов кредитов указанная пропорция может быть не 1:10, а несколько иной).
Ахиллесовой пятой любого банка является дефицит наличных денег. Чем больше на депозитах размещается наличных денег, тем больше у банков возможностей заниматься «денежной алхимией» - создавать безналичные кредитные деньги и получать ростовщические проценты. Депозитно-кредитные операции банка напоминают процесс выстраивания финансовой пирамиды.
Наличные деньги – самый ценный ресурс для банкиров
Количество наличных денег в общей денежной массе в любой стране меньше, чем объем безналичных (депозитных) денег. Скажем, в большинстве стран Запада на долю наличных денег приходится примерно 10% всей денежной массы. В развивающихся странах – 15-20%. В России до недавнего времени – около 30%, а сейчас примерно 25%. Речь идет лишь о деньгах, которые эмитированы внутри страны. Но во многих странах большое распространение имеют также наличные деньги в виде купюр иностранных валют (доллары, евро, фунты стерлингов). С учетом иностранных валют объем наличных денег в экономике существенно больше. Например, в России на сегодняшний день наличная денежная масса иностранных валют сопоставима с рублевой наличной денежной массой (при сопоставлении по официальному курсу Центрального банка).
Существуют определенные закономерности. Например, чем выше доля наличных денег в общей денежной массе, тем выше степень развития теневой экономики. И это понятно: теневая экономика обслуживается преимущественно наличными деньгами. А «черная» (криминальная) экономика, куда относится торговля наркотиками, функционирует исключительно за счет наличных денег.
«Деньги из воздуха» как дополнительный приработок наркобизнеса
Размещение на депозитных счетах наличных денег наркомафии – настоящий подарок банкам. При таком размещении начинает работать механизм наркобанковского «мультипликатора». Об этом пишет, например, Майкл Рупперт (Michael C. Ruppert), бывший полицейский, занимавшийся борьбой с наркотиками в Лос-Анджелесе. Последние двадцать лет он ведёт расследования наркомафии, в том числе ее связей с банковским и финансовым миром. В своем бестселлере «Переходя Рубикон» (Crossing the Rubicon) М. Руперт утверждает, что деньги, вырученные от продажи наркотиков, «являются неотъемлемой и очень важной частью мировой банковской и финансовой систем». За счет этих денег банки выстраивают разного рода финансовые пирамиды, надувают инвестиционные мыльные пузыри… (1)
А вот мнение Кэтрин Фиттс (Catherine Austin Fitts), помощника министра жилищного строительства США и бывшего управляющего банка Dillon Read, указывает, что умноженное воздействие на прибыль (с шестикратным коэффициентом) от 700 миллиардов отмытых денег позволяет ежегодно получать до 4,2 триллиона долларов, участвующих в трансакциях с деньгами, полученными от торговли наркотиками. Когда эта дама выступала на конференции в Филадельфии с докладом о том, как наркоденьги работают в американской банковской и финансовой системе, ей задали вопрос: «Что случилось бы с Америкой, если бы она отказалась от принятия и отмывки наркоденег?» Ответ был лаконичным: «Обвал американского финансового рынка».
Депозиты наркобизнеса – не просто подарок банкам. Прежде всего, это хорошие проценты, начисляемые на размещенные суммы. Кроме того, находящиеся в «белом» секторе экономики компании, подконтрольные наркомафии, получают от этих же самых банков льготные или даже беспроцентные кредиты. Иногда эти кредиты вообще не возвращаются. Возможны и другие формы вознаграждения – например, предоставление представителям наркомафии мест в правлениях и советах директоров банков.
Особенно острая потребность в наличных деньгах возникает у банков во время кризисов, когда они теряют способность покрывать свои обычные (текущие) обязательства, не говоря уже об угрозе набега вкладчиков (банковские паники). Многие эксперты по наркобизнесу и финансовые аналитики обратили внимание на то, что во время последнего финансового кризиса наркомафия очень активно спасала некоторые крупные и крупнейшие банки. По данным бывшего директора Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Коста, в период кризиса 2008-2009 гг. наркодельцами в мировую банковскую систему было вброшено 352 млрд. долл., за счет чего было осуществлено межбанковское кредитование, измеряемое астрономическими суммами. Произошло еще более тесное сращивание банков и наркомафии. Эксперты однозначно признают: после финансового кризиса 2008-2009 гг. наркомафия усилила свое присутствие в капиталах и советах директоров крупнейших банков. Фактически наркомафия приумножила свои капиталы за счет того, что как акционер банков стала получать свою долю эмиссионного дохода, или «денег из воздуха».
(1) Ruppert, Michael C ., Crossing the Rubicon : The Decline of the American Empire at the End of the Age of Oil, New Society Publishers, 2004.