Генерал Гелетей готовится к параду украинских войск в Севастополе

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

3 июля в руководстве Вооруженных Сил Украины состоялись знаковые перестановки. На должность министра обороны вместо кадрового военного генерал-полковника Михаила Коваля назначен начальник Управления государственной охраны, бывший милиционер генерал-полковник Валерий Гелетей. Начальником Генерального штаба стал замначальника Генштаба и первый заместитель главы Антитеррористического центра при СБУ генерал-лейтенант Виктор Муженко. Эти назначения произошли на фоне возобновления карательной операции киевских властей на территории Донецкой и Луганской народных республик.

В своем выступлении в Верховной раде новый военный министр заверил всех в скорой победе украинской армии, причем не только на Донбассе, но и в Крыму, пообещав провести парад победы в Севастополе. Его выступление прозвучало разительным диссонансом с декларацией министров иностранных дел Германии, Франции, России и Украины, подписанной по итогам их встречи в Берлине 2 июля, где речь шла о прекращении огня, мире и стабильности. Таким образом, дипломатическая поддержка Киевом мирных инициатив превращается в ширму для вооруженного подавления сопротивления на Донбассе.

В чем смысл новых назначений Порошенко? Если речь идет о борьбе с коррупцией в рядах украинской армии, то она, как известно, началась не при Ковале и уж совершенно точно не закончится при Гелетее. Новый министр никак не подходит на роль борца с коррупцией. За ним тянется длинный шлейф коррупционных скандалов, начиная еще с тех времен, когда он работал оперуполномоченным уголовного розыска в Мукачево. На этом поприще он успел отметиться и после Майдана. По крайней мере, глава Люстрационного комитета Егор Соболев уже успел публично обвинить его в том, что он спасает от люстрации коррумпированных судей (видимо, небескорыстно). Поэтому надеяться на то, что с новым министром обороны Украины бюджетные средства перестанут уходить налево, не приходится.

Другой вопрос, если Порошенко на самом деле озабочен не коррупцией, а лояльностью украинской армии. Здесь у него большие проблемы. Армия, которая является главной силовой структурой любого государства, в том числе Украины, не демонстрирует особого желания воевать в составе карательной группировки. План по призыву не выполняется, родители призывников всячески препятствуют направлению своих детей в зону боевых действий, да и ополченцы относятся к солдатам достаточно лояльно: позволяют им связываться с родителями, передают их на руки матерям. Большинство офицеров, которые на своей шкуре познали все прелести службы олигархическому государству, тоже не питают к своему начальству и его военным планам теплых чувств. Свидетельством настроений в офицерском корпусе является тот факт, что в Крыму количество офицеров, выразивших желание служить в Российской армии, примерно в десять раз превысило количество желающих остаться в украинской.

Кадровый военный Коваль на посту министра неохотно переламывал через колено такие настроения – ведь он связан с офицерским корпусом корпоративными связями. В этом отношении назначение Гелетея выглядит логичным. Это человек из старой команды Ющенко, вернее, главы его Секретариата Виктора Балоги, которому Гелетей доводится «почти сватом» (сын Балоги женат на племяннице Гелетея). Он был назначен на должность начальника Управления госохраны в 2007 г., в самый разгар противостояния между сторонниками президента Ющенко и премьера Януковича и за полтора года прошел путь от полковника до генерал-полковника. Все это время он безоговорочно поддерживал Ющенко, резко критиковал его противников и демонстрировал готовность к силовому разрешению внутриполитического конфликта. Вскоре после государственного переворота и свержения Януковича Гелетей был вновь назначен на свою бывшую должность и за это время успел убедить и Турчинова, и Порошенко в своей полной готовности выполнить любые приказы. Главной задачей, которая ставится перед Гелетеем сейчас, является ликвидация любых очагов недовольства властями в армейских рядах и превращение армии в верного цепного пса режима.

Очевидную непопулярность Гелетея в офицерском корпусе должен будет сглаживать новый начальник Генерального штаба генерал-полковник Виктор Муженко. Это выпускник Ленинградского высшего общевойскового командного училища, который до распада СССР успел послужить в Закавказье, а свой путь в украинской армии начал с должности офицера отдела боевой и морально-психологической подготовки танковой армии Прикарпатского военного округа. В 2003-04 гг. был начальником штаба механизированной бригады украинского контингента в Ираке. В политических пристрастиях не замечен, если не считать того, что избирался депутатом Житомирской областной рады от Партии регионов, а во время Евромайдана вышел из нее.

Новые назначения в военных верхах Украины говорят о том, что неблагополучие украинской армии носит достаточно глубокий характер и пока не позволяет ей успешно выполнять те задачи в рамках карательной операции, которые ставит перед ней новый президент. Однако нельзя не отметить в то же время решимости Порошенко и его окружения добиться своих целей на востоке страны военным путем, а значит, попытки как-то излечить это неблагополучие будут предприниматься. Накачка армии деньгами, пропагандистская обработка личного состава, замена нелояльных офицеров выходцами из Западной Украины идёт полным ходом. Кадровые перестановки в военном руководстве - звено в той же цепи.

Нельзя сказать, что принимаемые меры не дают совсем никаких результатов. И сами ополченцы, и независимые военные эксперты отмечают, что украинская армия достаточно быстро учится воевать, ее действия становятся более эффективными. Учитывая, что политическое урегулирование конфликта всегда зиждется на результатах военного противостояния,  Порошенко и его назначенцы будут стремиться изменить военную обстановку в свою пользу таким образом, чтобы свести политическое урегулирование к безоговорочной капитуляции ДНР и ЛНР.