Наджиб Разак

Спасибо, Малайзия!

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Утром 22 июля премьер-министр Донецкой народной республики (ДНР) Александр Бородай передал представителю Совета национальной безопасности Малайзии Мохамаду Сакри два бортовых самописца авиалайнера Malaysian Airlines, потерпевшего катастрофу пятью днями раньше в воздушном пространстве Новороссии. Телезрители всего мира увидели и услышали, как официальное лицо государства, которое понесло в этой истории едва ли не наибольший ущерб, персонально благодарит за сотрудничество «господина Бородая» и людей, именуемых на жаргоне Киева и некоторых западных политиков «пророссийскими террористами». О том, что «террористы» готовы не просто конструктивно сотрудничать с представителям международного сообщества, но и действовать в духе принятой 22 июля Резолюция СБ ООН № 2166, которая требует провести «всестороннее и независимое расследование трагедии в соответствии с руководящими принципами международной гражданской авиации», говорят и протокол о передаче малайзийской стороне «чёрных ящиков», и беспрепятственный допуск экспертов из Малайзии, а ещё раньше мониторинговой миссии ОБСЕ к месту крушения самолета, и быстро организованный вывоз останков погибших… 

За время короткого телесюжета миф о «террористах», будто бы сбивших малайзийский авиалайнер, если не развеялся как дым, то, во всяком случае, тяжко пострадал. Видано ли, чтобы преступники лично передавали правосудию главную улику против себя, да еще подчеркнуто заботились о ее сохранности? На фоне драчунов в Верховной раде Украины, органически неспособных договариваться ни с кем, премьер-министр ДНР и его соратники производили впечатление людей, владеющих собой и знающих, чего они хотят. Если они действуют «по подсказке» России, то, может быть, «подсказка» в данном случае и кстати? Если нет – то честь им и хвала как независимым субъектам международных отношений.

Малайзия – страна, где государственно-политические элиты в высшей степени чувствительны к проблематике антитеррористической борьбы. С 2003 года там действует Региональный центр Юго-Восточной Азии по противодействию терроризму (Southeast Asia Regional Centre for Counter-Terrorism – SEARCCT). И если официальные представители этой страны вступают в прямой, публичный контакт с теми, кого Запад уже ославил как «террористов», то разве это не знак отказа, пусть и молчаливого, признать правомерность подобного «приговора»? 

Ясно также, что господин Сакри разговаривал с лидерами ДНР не по своей прихоти, а по поручению высшего политического руководства Малайзии. Не прошло и суток после встречи в Донецке, как на новостной ленте Reuter появился материал известных малайзийских журналистов-исследователей Тринны Лионг (Trinna Leong) и Шивы Говиндасами (Siva Govindasamy) о подоплеке сенсационных договоренностей между Малайзией и Донецкой народной республикой. Как отмечается в статье, работа в этом направлении велась негласно, по личному указанию и под постоянным контролем премьер-министра Малайзии Наджиб Разака. Кое-кто из советников премьера, подчеркивают авторы, побуждал его к гневным и поспешным заявлениям наподобие тех, что в первый момент прозвучали «с самого верха» в США, Великобритании и Австралии. Чего-то подобного вроде бы ждала и местная общественность – во всяком случае, некоторая ее часть. Тем не менее Наджиб не только не воспринял эти рекомендации (как, надо думать, и прозрачные намеки из западных столиц), но пошел при помощи неназванных «посредников» на телефонные переговоры с Александром Бородаем. Со стороны премьер-министра Малайзии ставились три вопроса – о возвращении тел погибших, о передаче «чёрных ящиков» и о доступе следователей к месту катастрофы. А.Бородай, в свою очередь, ожидал, что будет оформлен официальный документ о передаче самописцев в нетронутом виде. Как стало видно из всего последующего, собеседники друг друга поняли. Добавим, что параллельно малайзийский лидер поддерживал контакт и с президентом России: 17-18 июля у них, как сообщил сайт kremlin.ru, состоялись два телефонных разговора. 

С учетом страстей, кипящих в Малайзии и в мировом информационном пространстве вокруг уже второй за этот год потери малайзийского гражданского самолета, нельзя не воздать должное Наджибу за его выдержку и мудрость. Думается, однако, что дело не только в личных качествах премьера. Сохраняет свою силу и вектор, заданный малайзийской внешней политике великим предшественником Наджиба – доктором Махатхиром Мохамадом.

Впрочем, Наджиб наверняка находит опору и в собственных идеях: он – основатель Глобального движения умеренных сил (Global Movement of Moderates), пропагандирующего сбалансированные, компромиссные подходы к урегулированию внутренних и международных споров, отвергающего любые формы диктата в мировых делах.

Не исключено, наконец, что нежелание Наджиба петь с чужого голоса имеет еще одну вескую причину: слишком много неясного остается в истории с таинственным исчезновением 8 марта 2014 года первого малайзийского «Боинга», летевшего рейсом MH370 Куала-Лумпур - Пекин. 

Как бы то ни было, не только у россиян, но и у всех, кого воротит от потока лжи и лицемерия, льющегося по миру после авиакатастрофы в небе над Донецком, есть повод сказать: «Браво, господин премьер-министр! Спасибо, Малайзия!»