Трагическая гибель Кристофа де Маржери произошла в то время, когда для России особенно важна поддержка её друзей за рубежом, тем более если они люди такого масштаба и влияния, как председатель совета директоров и генеральный директор французского энергетического гиганта Total. Взаимное доверие, уважение к партнеру, знание культуры другой страны, стремление лучше понять её всегда были самой прочной основой межгосударственных связей.
«Понимание русской истории и психологии не является сильной стороной тех, кто принимает решения в Америке» (1), - заметил как-то Генри Киссинджер. И так не только в Америке… На Западе внимательно следят за «градусом» общественных настроений в том, что касается отношений с тем или иным государством, и целенаправленно формируют эти настроения. Приведу пример Германии. Официальный Берлин без устали твердит о нерушимой атлантической солидарности, и среди немецких политиков по пальцам можно пересчитать тех, кто не состоял бы членом таких структур, как Атлантическая инициатива (создана в 2004 г.), Атлантический мост (1952), Германское атлантическое общество (1956), Атлантический совет в Германии (существует с 1952 г.). Банкиры и бизнесмены, члены бундестага, партийные лидеры (кроме Левой партии) входят в попечительские советы этих влиятельных организаций. Оставаться в стороне от них считается дурным тоном. Скажем, Ангела Меркель – рядовой член Атлантического моста.
Не одно поколение немцев воспитывалось на тезисах о том, что Америка освободила их от двух тоталитарных режимов - фашизма и коммунизма. И все же, несмотря на это, антиамериканизм в немецком обществе присутствует, пусть и в приглушенном виде. 57% населения считают, что США не являются для Германии партнером, достойным доверия, опять же 57% хотели бы большей независимости от Соединённых Штатов. Это данные опросов, проведенных разными социологическими службами (ARD Deutschlandtrend и TNS) соответственно в июне и июле 2014 г.
В то же время России как партнеру в мае сего года были готовы доверять лишь 21% немцев, тогда как Соединённым Штатам – 38% (2). К России такой уровень доверия (38%) отмечался лишь осенью 2010 г., после чего он начал снижаться, достигнув минимума в марте текущего года. Что интересно, в марте - сентябре доверие к России стало расти, а к союзникам Германии – США, Великобритании и Франции – напротив, снижаться. Абсолютное большинство немцев (89%) выступает против изоляции России: правда, это отмечалось полгода назад; с тех пор аналогичных опросов не проводилось. По поводу антироссийских санкций германское общество расколото с некоторым перевесом сторонников давления на Россию (на начало сентября, то есть перед введением секторальных санкций, их было 54%). Однако немецкие политики высказываются в этом плане гораздо более жёстко и безапелляционно, немецкие же СМИ в вопросе о санкциях выглядят столь единодушными, словно их подвергли цензуре. Грегор Гизи, один из лидеров Левой партии, весной публично выступил за возрождение политики разрядки и отказ от конфронтационных идей холодной войны. Упоминания об этих его предложениях в прессе не найти днем с огнем, зато тогда же Грегору Гизи в очередной раз инкриминировали связи с восточногерманской Штази. Что сегодня осталось от Штази? Горы макулатуры, из которых в нужный момент можно вытащить компромат на кого-то из граждан бывшей ГДР…
Сеть структур, которые выступают в Германии за добрососедские отношения с Россией, не идет ни в какое сравнение с проатлантическими организациями; она далеко не столь разветвленная и гораздо менее влиятельная. Это, в частности, Союз российской экономики в Германии (создан в 2011 г., пока его деятельность малозаметна), Петербургский диалог и Германо-российский форум. О том, что в Германии торпедируют Петербургский диалог, известно. В апреле форум все же состоялся, хотя из-за отказа немецкой стороны его формат был выхолощен почти до неузнаваемости: число участников было сведено по инициативе немецкой стороны до 200 человек, продолжительность мероприятия – до 2,5 часов вместо традиционных 2 дней. А в октябре форум был заблокирован (перенесен немецкой стороной на неопределенный срок) – после того как несколько общественных организаций (финансируемый партией зелёных Фонд Бёлля, представители Amnesty International и Greenpeace) направили в адрес федерального правительства письмо с призывом к отказу от проведения форума.
К числу организаций, лоббирующих экономические связи с Россией, обычно относят Восточный комитет немецкой экономики. Думаю, такое представление уже устарело. Действительно, некоторые руководители комитета (Э. Кордес) публично выступили против антироссийских санкций, но в руководстве союза есть ярый сторонник этих санкций - делопроизводитель Восточного комитета Райнер Линднер, который одновременно является главой Германо-украинского форума (основан в 1999 г.). На днях Линднер принял участие в семинаре по энергетическому сотрудничеству между Украиной и ЕС, проходившем в Харькове. Напомним, что Восточный комитет был создан в 1952 г. для налаживания экономических связей со странами Центральной и Восточной Европы, с которыми у тогдашней ФРГ еще не было дипломатических отношений. Сегодня комитет курирует связи с 21 страной, в число которых входят постсоветские государства и балканские страны (включая «Республику Косова»).
И все же основу доверия между странами и народами закладывают не организации, а люди. Чей-то вклад меньше, чей-то, как Кристофа де Маржери, – больше… В июле в интервью агентству Рейтер глава Total говорил о том, что новая Берлинская стена Европе ни к чему: «Россия – наш партнер, и нам не нужно тратить время на то, чтобы защищаться от соседа». Ранее, в июне, французская компания предложила «Газпрому» перезапустить Штокмановский проект. Тогда же, в июне, было подписано соглашение акционеров по строительству участка газопровода «Южный поток» в Австрии. Под ним стоит подпись генерального директора австрийской OMV Герхарда Ройсса. Трудно избавиться от впечатления, что досрочный уход Ройсса со своего поста, о котором сообщили 14 октября, связан с его позицией по «Южному потоку». Равно как и досрочный уход главы немецкой RWE Петера Териума слишком походит на наказание за попытку продать дочернюю компанию RWE DEA российскому инвестору. Похоже, что за свое будущее можно не беспокоиться главе «Сименса», который предусмотрительно перевел в США подразделение по энергетике. Не в этом ли причина несвойственных «Сименсу» проволочек с ремонтом своей техники, на что сегодня сетуют представители российской Транснефти?
Управляющие западных корпораций вынуждены volens nolens подчиняться правилам игры, которые им навязывают политики – или их тихо выпроводят на пенсию.