Война против «Исламского государства» и эффект бумеранга для Европы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Госсекретарь США Джон Керри совершает очередной объезд мира. В своем турне он посетит Европу, Ближний Восток, Азию, где проведёт переговоры по наиболее острым для американской дипломатии вопросам, в том числе по вопросу борьбы с боевиками «Исламского государства» (ИГ) в Ираке и Сирии. 

В отношении ИГ американцы давят на партнеров, добиваясь расширения коалиции во главе с США. На октябрьской встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым Джон Керри заявил, что «ни одна цивилизованная держава не может отказаться от обязанности быть частью усилий по искоренению этой болезни». Всё так, только американский диагноз болезни и выбранная Белым домом методика её лечения не находят широкой международной поддержки. Начав 23 сентября без санкции Совета Безопасности ООН наносить авиаудары по позициям ИГ в Сирии, администрация США упорно отказывается от взаимодействия с правительством Асада. Игнорирование роли Дамаска в борьбе с ИГ – явный просчет Вашингтона.

Так оценивают ситуацию не только в Москве. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун также считает, что, не разрешив сирийский конфликт, невозможно устранить угрозы, связанные с ИГ. «Феномен ИГИЛ в Сирии - это последствие, а не причина. ИГИЛ будет продолжать угрожать Сирии до тех пор, пока не удастся добиться политического урегулирования конфликта», - говорит Пан Ги Мун. Кстати, в спецслужбах США не отрицают такой связи причин и следствий. Директор Национального контртеррористического центра США Мэтью Олсен, анализируя факторы успеха «Исламского государства», отметил, что боевикам «удаётся успешно эксплуатировать провал сирийской и иракской государственности». Добавим, что в Сирии это произошло во многом из-за недальновидности Вашингтона. Впрочем, как и в Ираке, где, с тех пор как исламисты объявили о создании «халифата», США заморозили поставки Багдаду уже оплаченных вооружений. Последствия такого поведения Вашингтона теперь видны.

С началом американских авиаударов по позициям ИГ число желающих вступить в ряды этой группировки резко возросло. Конфликт в Сирии притягивает боевиков-исламистов больше, чем что-либо ещё, включая войну в Афганистане и иракскую кампанию 2003 года. Французская газета Ouest-France, указывая на рост количества иностранных наёмников, примыкающих к террористам в Ираке и Сирии, пишет: «За последние месяцы операции международной коалиции имели эффект бумеранга». The Daily Mail со ссылкой на Сирийское общество наблюдения за соблюдением прав человека сообщает, что только в сирийском городе Аль-Баб «Исламское государство» приобретает ежедневно примерно 20 новых бойцов. Свою штаб-квартиру террористы расположили также на территории Сирии, в городе Ракка, на востоке страны. Примечательно, что боевики привезли сюда даже детей и жен, поселив их в домах тех, кто бежал от войны.

Вооруженное насилие охватывает все новые районы Сирии. Гуманитарная ситуация в стране продолжает ухудшаться. Помощник Генерального секретаря ООН, заместитель координатора чрезвычайной помощи Кан Гюн Ва в конце октября в докладе Совбезу о бесчинствах ИГ отметила, что наступление этой группировки привело к тому, что в сентябре около 200 тысяч сирийцев покинули свои дома и бежали (в основном в Турцию). Примерно 14 тысяч человек отправились в поисках убежища и защиты в Ирак. По словам Кан Гюн Ва, в октябре в Сирии в результате неизбирательных обстрелов густонаселенных районов, в том числе школ и больниц, было убито большое число гражданских лиц. 

Остаются без внимания в Вашингтоне и доклады верховного комиссара ООН по правам человека Зейда аль-Хусейна. «Под правосудием ИГИЛ понимает убийство. Пощады нет никому - ни женщинам, ни детям, ни пожилым людям, ни больным или раненым, никому, кто думает иначе, чем они. Ни одна религия, ни одна этническая группа не находятся в безопасности», - докладывает в ООН верховный комиссар. При этом гуманитарная деятельность ООН в Сирии в значительной мере оторвана от реальных потребностей людей. Острую нехватку средств на финансирование международной гуманитарной помощи для Сирии нельзя компенсировать нанесением авиаударов. В текущем году ООН запросила на эти цели 2,3 миллиарда долларов. К настоящему времени выделены лишь 39% этой суммы. 

Между тем, по данным Пентагона, ежедневная стоимость операции против ИГ составляет 8,3 млн. долларов. Согласно докладу американского Центра стратегического и бюджетного анализа, всего война с ИГ может обойтись Вашингтону в сумму от 2,4 млрд. до 3,8 млрд. в год. Джону Керри в ходе его вояжа было бы уместнее обсудить не столько участие союзников в войне на сирийской территории, сколько совместные международные усилия по спасению от гуманитарной катастрофы миллионов сирийцев, причём с участием в этом законного правительства Сирии. 

Пока же, как объявила ООН, число иностранцев в Ираке и Сирии, принимающих участие в военных действиях растёт беспрецедентно быстро и уже достигло 15 тысяч человек. Эти данные подтверждаются американской разведкой. Большинство иностранцев являются гражданами стран Европы. Американцев гораздо меньше, там и мусульманская община не так многочисленна, а для не имеющей границ и строгого пограничного режима Европы возвращение из Сирии боевиков-европейцев может обернуться тяжёлыми испытаниями. 

Уязвимость Европы перед «эффектом бумеранга» в Вашингтоне никого не волнует, а региональную стабильность на Ближнем Востоке там вообще ни во что не ставят. Будь иначе, США в борьбе с «Исламским государством» перешли бы от конфронтации с Башаром Асадом к взаимодействию с ним. Вместо этого союзники США в регионе - Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт – обсуждают сейчас планы создания военного союза и объединенных вооруженных сил для борьбы с ИГ по собственному сценарию с явной антииранской направленностью. Реализация этих планов будет означать новую попытку вытеснения Ирана из Сирии и Ирака. Ближний Восток снова рискует быть ввергнутым в пламя большой войны.