Ставка Верховного Главнокомандования XXI века

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

С 1 декабря 2014 года в России начнет полноценно функционировать новый орган федерального значения – Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО). В построенный недавно комплекс на Фрунзенской набережной Москвы будет стекаться вся возможная информация о военной и военно-политической обстановке в мире, здесь она будет анализироваться, отсюда будет поступать политическому руководству для принятия необходимых решений.

В среде военных НЦУО иногда называют детищем Шойгу. Разумеется, принятие решения о создании такого органа управления - прерогатива президента страны, но могло ли такое решение быть подготовлено при той узости мышления и полном забвении оборонной стороны государственного дела, какими отличалось бывшее руководство Минобороны? 

Вспоминая времена Великой Отечественной войны, 70-летие победы в которой мы будем скоро праздновать, НЦУО зовут еще Ставкой Верховного Главнокомандования. Именно такой чрезвычайный орган был создан 23 июня 1941 года для стратегического руководства вооруженной борьбой с гитлеровской Германией и ее союзниками. В круг основных дел, которыми занималась Ставка, входили оценка стратегической обстановки, разработка планов военных кампаний и важнейших операций, постановка задач фронтам, флотам, объединениям ВВС и войск ПВО, организация взаимодействия между ними, управление их действиями и др. 

Некая аналогия между Ставкой и ныне созданной управленческой структурой просматривается. Однако, по мнению начальника Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенанта Андрея Картаполова, называть НЦУО Ставкой ВГК все же не совсем правильно, и не только потому, что Центр разворачивается не в военное, а в мирное время. Само его назначение (и, соответственно, название) в большей степени отвечает требованиям сегодняшнего дня, характеру угроз и вызовов военной и в целом национальной безопасности России. Не случайно функционирование Центра выведено за рамки собственно Минобороны – на НЦУО будут замкнуты не менее 46 министерств и ведомств. 

Роль Минобороны при возникновении для государства военной угрозы, безусловно, является первостепенной. Однако собственно военная безопасность – понятие более узкое, чем национальная безопасность. В обеспечении последней своя роль отведена и Совету безопасности, и ФСБ, и МЧС, и МИД, и Министерству экономического развития, и структурам оборонного комплекса – проще, наверное, назвать те структуры, которые к решению этой задачи отношения не имеют. Информация о том, что делают и что планируют делать федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в части их касающейся, крайне важна для политического руководства для организации взаимодействия этих органов.

В то же время запуск НЦУО в первую очередь касается ядра этой системы – Минобороны. В течение последних 50 лет управление Вооруженными Силами обеспечивалось посредством Центрального командного пункта Генерального штаба. Генералы и офицеры ЦКП отслеживали военно-политические процессы в мире, контролировали состояние специальных видов оружия, в первую очередь ракетно-ядерного, и обеспечивали управление его санкционированным применением. Сбор и анализ поступающей в ЦКП информации осуществлялись узко профильными органами военного управления, а обобщали информацию, а также обеспечивали координацию деятельности органов военного управления руководители различных уровней, делая это эпизодически в ходе продолжительных служебных совещаний.

Такая организация дела уже не может устраивать сегодня, когда невиданно выросли объемы и динамика обновления информации, а на принятие решения подчас остаются считаные минуты, а то и секунды. ЦКП Генштаба перестал удовлетворять предъявляемым требованиям и ныне упразднён. Информационное обеспечение руководства будет осуществлять теперь НЦУО за счет постоянного мониторинга процессов, происходящих в мире, стране и Вооруженных Силах, непрерывного комплексного анализа обстановки и выработки вариантов реагирования на ее изменения. 

Да и в целом вся существовавшая ранее в ВС громоздкая система сбора информации с оформлением письменных донесений уходит в прошлое. В составе НЦУО на всех уровнях управления развернуты и несут круглосуточное дежурство штатные оперативные дежурные смены, а это более тысячи военных и гражданских специалистов. В их распоряжении – защищенный программно-аппаратный комплекс, отвечающий самым современным требованиям и рассчитанный на обозримую перспективу. При этом вся техника и программное обеспечение – на 100% российского производства. 

Не следует думать, что НЦУО – это лишь Фрунзенская набережная. В четырех военных округах созданы региональные центры примерно с такими же функциональными обязанностями, что и в Москве. В армиях и корпусах имеются территориальные центры управления, в бригадах и дивизиях – командные пункты. Все информационные потоки от бригады и вплоть до департамента МО сводятся в единое русло и позволяют в реальном масштабе времени, на конкретный час и даже минуту знать обстановку по всей глубине построения войск. Информационный «ствол» Минобороны через средства связи и коммуникации завязан на другие министерства и ведомства.

С апреля 2014 года НЦУО функционирует в режиме опытного боевого дежурства. Как сообщил начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов, апробация новой системы подтвердила, что цикл обработки информационных потоков значительно сократился, многие вопросы управленческой деятельности решаются в реальном масштабе времени. «По сути, Национальный центр представляет собой механизм круглосуточного управленческого воздействия на все сферы деятельности Вооруженных Сил», – подчеркнул начальник Генштаба.

В новую структуру вошли Центр управления стратегическими ядерными силами, Центр боевого управления и Центр управления повседневной деятельностью Вооруженных Сил, но НЦУО не подменяет собой Генштаб. Военные говорят: дублирования не будет, поскольку Генштаб занимается вопросами текущего, перспективного и долгосрочного планирования, а НЦУО занят подготовкой предложений непосредственно по происходящим событиям. Генштаб будет вступать в дело после того, как на основании информации, представленной НЦУО, руководство примет то или иное решение. Выполняя его, генштабисты станут прогнозировать ситуацию и влиять на ее развитие. А Национальный центр включится вновь, чтобы довести информацию до всех заинтересованных структур и проконтролировать выполнение поставленных задач.

«Я не хотел бы, чтобы сложилось впечатление, что созданный Центр подменяет или дублирует функции штабов и органов военного управления, – подчеркнул генерал В. Герасимов. – Нет. Мы перераспределили Центру те задачи, которые требуют непрерывного цикла выполнения и установили регламент информационного обмена и взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. При этом на всех уровнях постоянно поддерживается обобщенная и актуализированная информация о составе, состоянии, характере действий войск (сил), их обеспеченности и степени готовности к решению задач».

Создание «стволовой», действующей сверху донизу на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях структуры непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству о целесообразных способах реагирования на нештатные или кризисные ситуации – дело для нашей страны, безусловно, новое. И вместе с тем неотложное дело, диктуемое резко усложнившейся военно-политической обстановкой в мире, попытками с помощью угроз и санкций испытать Россию на излом.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы