«Южный поток» и бессилие Евросоюза

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Несмотря на растущее противодействие США и Европейской комиссии, российский проект сооружения газопровода «Южный поток» осуществляется в плановом режиме. Сейчас основные подготовительные работы ведутся на участке трубопровода, проходящем через акваторию Черного моря. В следующем году начнется строительство участка, проходящего через территорию Венгрии.

Выведение проекта на полную мощность - 63 млрд кубометров газа в год – предполагается в 2018 году. Это более трети объемов газа, поставляемых сегодня Россией в Европу. В 2013 году поставки «Газпрома» европейским партнёрам составили 162,7 млрд кубометров природного газа. По словам председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, это максимальное значение «за всю историю российской и советской газовой промышленности». Доля «Газпрома» на европейском рынке достигает в настоящее время более 30% в потреблении газа и 64% - в газовом импорте. Российская компания является европейским поставщиком номер один. 

Для сравнения: нашумевший, но так и не состоявшийся газовый проект Европейского союза Nabucco первоначально предусматривал поставки в Европу в обход России 26-32 млрд кубометров газа в год, то есть в два раза меньше, чем сможет дать «Южный поток». И даже такие объемы инициаторам проекта Nabucco оказались не под силу. На протяжении 2012-13 годов из проекта последовательно вышли венгерская компания MOL, немецкий энергоконцерн RWE, международный консорциум по разработке азербайджанского газового месторождения Шах-Дениз. А в июне 2013 года австрийская газовая компания OMV Gas GmbH, возглавлявшая консорциум по строительству Nabucco, официально объявила об аннулировании проекта.

Теперь внимание Еврокомиссии переключилось на сооружение газопровода TAP, по которому газ с прикаспийских месторождений должен пройти через Грецию и Албанию до Италии. Однако его запланированная мощность еще меньше, чем у Nabucco. Провал проекта Nabucco стал сильным аргументом в пользу безальтернативности сотрудничества с Россией в газовой сфере. «Nabucco не построят. После десяти лет колебаний, и особенно в свете ситуации на Украине, мы вынуждены действовать. Это необходимость», - заявил секретарь правительства Венгрии по вопросам энергетики Андраш Арадски. «Мы будем осуществлять этот проект, поскольку убеждены, что он значительно повысит безопасность поставок газа в Центральную Европу, и мы считаем, что «Южный поток» представляет собой европейской интерес», - подтвердил глава МИД Венгрии Петер Сийярто. 

Потерпев неудачу в экономической конкуренции с Россией в области транспортировки газа, Евросоюз пытается теперь политически средствами заблокировать проекты более успешного конкурента. Ставка сделана на то, чтобы заставить европейские страны-участницы «Южного потока» отказаться от выполнения межправительственных договоренностей с Россией под предлогом необходимости выполнения положений Третьего энергетического пакета ЕС, который предусматривает разделение бизнеса по продаже и транспортировке газа. Однако положения Третьего пакета были разработаны в 2009 году, уже после заключения межправительственных соглашений по «Южному потоку». Брюссель, вопреки общепринятой международно-правовой норме, пытается придать этим положениям обратную силу. 

Даже от Сербии, которая является одним из ключевых участников проекта «Южный поток», но в Евросоюз не входит, требуют приостановить участие в российском проекте. . Тема строительства «Южного потока» стала одной из главных на состоявшихся недавно в Белграде переговорах министров иностранных дел Сербии и Венгрии Ивицы Дачича и Петера Сийярто. И стороны однозначно констатировали, что строительство данного газопровода представляет собой «общий интерес для всей Европы».

Блокируя строительство «Южного потока», Еврокомиссия фактически предлагает европейцам продолжать оставаться заложниками транзита газа через Украину с ее политическим хаосом, финансовой несостоятельностью и гражданской войной. Подталкивают к этому США… Скомпрометировать отношения Брюсселя и Москвы – один из ключевых пунктов американской геостратегии. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан прямо говорит, что Вашингтон оказывает давление на его страну из-за сотрудничества с Россией в вопросах энергетики, «опасаясь сближения Москвы и Будапешта». А генеральный управляющий итальянского концерна ENI Клаудио Дескальци в ходе встречи с главой «Газпрома» Алексеем Миллером 24 ноября, оценивая значение газопровода «Южный поток», подтвердил, что создание новых маршрутов поставок позволит обеспечить европейских потребителей требуемыми объемами газа «на долгосрочную перспективу».

Брюссель же продолжает курс на подрыв собственной энергетической безопасности в угоду геополитическим планам заокеанского происхождения.