Обама и вариации антикубинской политики

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На прошлой неделе президент США Обама объявил о намерении восстановить полноценные дипломатические отношения с Кубой. В тот же день с аналогичным заявлением выступил в Гаване кубинский лидер Рауль Кастро. Перед этим состоялся почти часовой телефонный разговор между Обамой и Кастро. Их личное общение, казавшееся прежде невозможным, американские СМИ приветствовали с восторгом. Ещё бы: лидеры двух стран, враждовавших более полстолетия, синхронно выступили в прямом телеэфире, чтобы сообщить о своих договорённостях по нормализации отношений. В Вашингтоне вскоре вновь начнёт функционировать посольство Кубы, в Гаване – Соединённых Штатов. Сейчас интересы США на Кубе представляет так называемая миссия интересов с ограниченной численностью персонала.

Сотрудничество с Кубой США намерены наладить по широкому спектру вопросов, включая борьбу с наркотрафиком и торговлей людьми, контроль за миграциями, изменением климата. На остров будет разрешён экспорт строительных материалов и сельскохозяйственного оборудования для небольших частных хозяйств. Выезжающим на Кубу американцам разрешено возвращаться в США с кубинскими товарами стоимостью до 400 долларов, включая алкогольные и табачные изделия до 100 долларов. Американцы смогут пользоваться кредитными картами, а финансовым институтам США разрешат открыть корреспондентские счета. Смягчается режим поездок на остров для тех, кто имеет там родственников, а также для членов делегаций, журналистов, учёных. Госдепартамент «изучает возможность» исключения Кубы из списка государств, поддерживающих терроризм. 

В администрации США не скрывают, что не прекратят работу по правозащитной тематике, поддержке частного сектора, расширению для кубинцев доступа к Интернету, обеспечению «максимальной свободы слова и собраний». Готовность Вашингтона к сближению с социалистической Кубой - это создания условий для проведения прежней политики дестабилизации Острова Свободы, но уже не извне, а изнутри. Выступая по телевидению, президент США признал, что конфронтационная антикубинская политика обнаружила свою неэффективность. Нужно искать другие варианты воздействия на Гавану. Введённое Вашингтоном в начале 1960-х годов эмбарго на торгово-экономические связи с Кубой и масштабные подрывные операции не привели к падению Кастро, а авторитет правящей Коммунистической партии, кадры которой были в значительной степени омоложены, по-прежнему высок. 

В самые трудные 1990-е годы, когда Куба оказалась почти в полной изоляции, кубинское руководство выстояло. Были нейтрализованы практически все американские проекты на острове, связанные в том числе с деятельностью диссидентских ячеек, интернет-активистов и НПО, подкармливаемых по каналам USAID. Пятая колонна была скомпрометирована и тем, что её  деятели перессорились из-за дележа долларового финансирования. 

Кубинцы в прошлом не раз пытались наладить диалог с Соединёнными Штатами, но эти усилия ни к чему не приводили. Вашингтон неизменно выдвигал неприемлемые для Гаваны требования, в частности проведение «свободных общенациональных выборов» с участием кубинской эмиграции и НПО, живущих за счёт американских фондов. Рауль Кастро всегда категорически заявлял, что Куба готова к переговорам с администрацией США, но без каких-либо предварительных условий. Один из американских журналистов справедливо заметил, что если бы кубинцы выдвинули свои «предварительные условия», то список был бы бесконечен: от требования закрыть военную базу США в Гуантанамо и находящийся там же концлагерь до прекращения боевого использования беспилотников в разных районах мира, ведущего к огромным жертвам среди гражданского населения. 

Постепенно кубинский фактор стал проблемой для всех без исключения государств Западного полушария. Репрессивная политика США по отношению к Гаване воспринималась латиноамериканскими правительствами как геополитический вызов, как потенциальная угроза их собственному суверенитету. Авантюризм и безнаказанность империи на международной арене во многом способствовали ускорению интеграционных процессов в Латинской Америке, формированию таких региональных организаций, как UNASUR, CELAC, ALBA и других. В жёстком политическом и идеологическом противостоянии имперской политике США возмужали такие политики, как Инасио Лула да Силва, Нестор Киршнер, Уго Чавес, Рафаэль Корреа, Эво Моралес и многие другие. Их солидарность с Кубой отчасти отрезвляла Вашингтон, который так и не решился устроить «цветную революцию» на острове. Уверенности в дееспособности пятой колонны не было никакой: кубинская госбезопасность контролировала её действия как на своей территории, так и в Соединённых Штатах. Имена разведчиков Херардо Эрнандеса, Рамона Лабаньино, Рене Гонсалеса, Антонио Герреро и Фернандо Гонсалеса сейчас известны всему миру. Деятельность «Героической пятёрки» по проникновению в подрывные центры ЦРУ для пресечения террористических планов радикальных кругов эмиграции – только один из эпизодов борьбы с врагами кубинской революции. Все члены «Пятёрки», арестованные ФБР, уже вернулись на Кубу. Это событие отметили на острове как общенациональный праздник. 

Следует иметь в виду, что санкции против Кубы вводил Конгресс США. Поэтому Обама призвал его членов обсудить возможность их отмены, заверив, что сам он «готов к честной и серьёзной дискуссии» по этой проблеме. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест не исключает, что эмбарго США в отношении Кубы будет снято до 2017 года. Сейчас в СМИ активно обсуждается вопрос о подготовке визита Обамы на Кубу. Вначале Гавану посетит помощник государственного секретаря США по делам Западного полушария Роберта Джекобсон, потом госсекретарь Джон Керри, и завершением этого дипломатического фейерверка должен стать визит Обамы. Планам Вашингтона в отношении Кубы придаётся громкое пропагандистское звучание. Некоторые СМИ уже поспешили написать, что дипломатия США взяла верх над российской «даже на кубинском направлении». 

Российский фактор как причина резкой смены курса Вашингтона по отношению к Кубе принимается во внимание многими аналитиками. В последние годы Россия заметно активизировалась в странах Латинской Америки: укрепляются связи с Венесуэлой, Бразилией, Никарагуа, Аргентиной, Эквадором и Боливией. Поступательную динамику приобрело и сотрудничество с Кубой. Географическое положение острова, который находится в 80 километрах от США, развитие традиционных военных связей между Кубой и Россией побудили Вашингтон перейти к разрядке в отношениях с Гаваной, усовершенствовать политику «мягкой силы», чтобы не допустить появления на острове российских военных баз. Самолёты ВВС и корабли ВМФ России периодически наносят дружеские визиты на Кубу, и всякий раз в США по этому поводу поднимается истерия: русские идут!

Тезис о том, что «кубинский вираж» в политике Вашингтона ослабит позиции России на Кубе, а в целом отдалит страны Латинской Америки от РФ, почвы под собой не имеет. Внешняя политика России не направлена против третьих стран. Сергей Рябков, заместитель главы МИД России, заявил о позитивном отношении Москвы к решению США и Кубы наладить дипломатические отношения: «Если те меры, о которых заявили в Вашингтоне, будут реализованы, это будет способствовать оздоровлению отношений вокруг Кубы и это будет для нас положительным моментом».

Однако значительная часть американского истеблишмента заинтересована в закреплении за Россией образа «стратегического противника» и сохранении проблематики «экономического эмбарго» в повестке американо-кубинских отношений. Поэтому не надо ждать, что объявленная президентом Обамой «смена курса» в отношении Кубы приведёт к свертыванию многослойных подрывных операций против Острова Свободы.

Статьи по теме