Визит в Москву первого заместителя главы правительства Сербии, министра иностранных дел Ивицы Дачича должен был ответить на ключевой для данного этапа развития двусторонних отношений вопрос: не приведёт ли остановка проекта «Южный поток» к росту недоверия между Москвой и Белградом? Итоги визита сербской делегации показали, что этого не произойдёт.
«Южный поток» не только не отдалил два государства друг от друга, но, напротив, выявил необходимость более тесной координации их планов и проектов. А предстоящее в 2015 году председательство Сербии в ОБСЕ может стать важным фактором укрепления российско-сербского партнерства на международном уровне. В Белграде не понаслышке знакомы и с «санкционными войнами», и с миротворческими процессами, а потому способны лучше понять интересы России и жителей Восточной Украины, чем в Брюсселе или в Берлине. В этом плане очень точно прозвучали слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова. У Москвы и Белграда, сказал С.Лавров, присутствует «общее мнение, что в нынешней непростой ситуации в Европе очень важен коллективный поиск путей укрепления доверия, взаимопонимания на нашем континенте и в целом в Евро-Атлантике». Председательство Сербии в ОБСЕ позволяет надеяться на прогресс в урегулировании не только украинского, но и других конфликтов на постсоветском пространстве, в частности в Закавказье и в Приднестровье.
Состоявшиеся переговоры дают также основания прогнозировать поступательное развитие сербо-российских отношений в экономик, в частности в области энергетики. С учетом остановки сооружения газопровода «Южный поток» Сербия подтвердила свой интерес к «новым маршрутам доставки российских энергоносителей в Европу», а Россия официально заверила, что будет «учитывать интересы Сербии» при реализации своих энергетических проектов.
Официальный Белград подтвердил также свой отказ вводить санкции против России, несмотря на сохранение Сербией курса на вступление в ЕС. «Я хочу здесь подчеркнуть, что наше стратегическое решение не является и не будет являться препятствием для дальнейшего развития братских отношений с Россией. Сербия никогда не введет санкции против России, потому что санкции не принесли никому ничего хорошего и не могут способствовать решению каких-либо проблем», - отметила в своем выступлении в российской Государственной Думе председатель Народной Скупщины Сербии Майя Гойкович.
«Мы с уважением, пониманием и благодарностью относимся к тому, что Сербия не поддалась никакому нажиму со стороны Брюсселя и Вашингтона и ни в коем случае не присоединилась к антироссийским санкциям, к этому инструменту экономического и политического шантажа в отношении России. И Сербия и дальше будет занимать такую твердую и открытую позицию», - заявил в ответ Сергей Нарышкин. Он подчеркнул, что Россия высоко ценит твердую и самостоятельную позицию Сербии по большинству вопросов международной политики.
Особое место в российско-сербских переговорах в Москве заняли экономические вопросы. В Белграде не скрывают, что заинтересованы в российских инвесторах и капиталах. Нынешнее состояние двусторонних торгово-экономических отношений нельзя считать удовлетворительным. Согласно данным сербской статистики, по состоянию на 2013 год Россия занимала лишь четвертое место в списке экспортных партнеров Сербии с ежегодным оборотом в 1,06 млрд долларов, уступая Италии (2,38 млрд), Германии (1,74 млрд), Боснии и Герцеговине (1,18 млрд) и лишь ненамного опережая идущую пятой Черногорию (0,84 млрд долларов). В сербском импорте Россия идёт на третьем месте (1,9 млрд долларов ежегодного оборота), её опережают Италия (2,36 млрд) и Германия (2,25 млрд). Из Китая Сербия импортирует товаров на сумму 1,51 млрд. долларов в год, из Венгрии - на 1,01 млрд долларов.
Сравнив состояние российско-сербского торгового оборота с данными о торговле России с другими странами Центральной и Восточной Европы, увидим, что в импорте Венгрии, например, Россия занимает второе место, уступая Германии, но опережая все другие страны ЕС, а также Китай. Во внешнеторговом обороте Польши Россия занимает пятое место среди экспортных партнеров и второе – в импорте (после Германии). Ещё пример: российские товары занимают третье место в структуре импорта Словакии – после немецких и чешских, но впереди австрийских, венгерских и польских.
Касаясь же появившихся в Сербии разговоров о том, что после остановки «Южного потока» сотрудничество с Россией в энергетике сербам якобы не выгодно, надо заметить, что данное сотрудничество никогда не сводилось к сооружению сербского участка газопровода. Еще до начала зимы «Газпром» полностью заполнил подземное хранилище газа «Банатский Двор» с максимальным активным объемом газа 450 млн кубометров. Это газохранилище было введено в действие в конце 2011 года в соответствии с межправительственными российско-сербскими соглашениями от 2008 года и служит гарантией бесперебойного снабжения Сербии российским газом.