2014 год позади. В 100-летнюю годовщину начала Великой войны 1914-1918 годов, унесшей десятки миллионов человеческих жизней и разрушивших четыре империи, над Старым Светом нависла тень нового военного испытания. Не замечать зловещих признаков, сокращая до минимума новостные материалы, описывающие положение на востоке Украины, как это делают европейские СМИ, – не просто легкомыслие и близорукость. Это обман, последствия которого могут быть трагичны.
Видные участники Первой мировой, писавшие по горячим следам (например, гросс-адмирал А.фон Тирпиц), неопровержимо свидетельствуют: европейские политики до последнего момента недооценивали опасность возникновения всеобщей войны. В Германии уже прозвучало на этот счёт несколько серьёзных предостережений.
В первых числах декабря под открытым обращением «Опять война в Европе? Не от нашего имени!» поставили свою подпись 60 известных общественных деятелей, учёных, предпринимателей, журналистов. Вот только политики, подписавшие обращение, – все, как один, бывшие: бывший федеральный президент, бывший федеральный канцлер, бывшие премьер-министры федеральных земель, федеральные министры. Такова жизнь. Правила игры в немецком политическом сообществе жёсткие: никто не хочет обрекать свою карьеру на неминуемый провал.
Инициаторами обращения 60-ти стали представители наиболее влиятельных на сегодня политических партий: христианский демократ Хорст Тельчик, социал-демократ Вальтер Штюцле, член партии зелёных Анти Фольмер. Тельчик – бывший советник Гельмута Коля, принимавший активное личное участие в переговорах по вопросам объединения Германии, в 1999-2008 гг. - куратор Мюнхенской конференции по безопасности. По его словам, он поставил свою подпись под документом, чтобы предотвратить утрату достижений 25 лет выстраивания отношений с Россией. Правда, в самом тексте говорится не только и не столько о двусторонних отношениях, сколько о серьёзных последствиях дальнейшей эскалации конфликта. «Люди снова стали бояться войны» (1), - пишут авторы обращении.
Обращение было адресовано правительству, депутатам парламента, средствам массовой информации, но поразительно: общефедеральные телеканалы ARD и ZDF не сказали о важной общественной инициативе ни слова! Из общегерманских газет текст обращения опубликовала только Zeit, да и та, словно извиняясь за ошибку, вскоре поместила на своих страницах гневную отповедь людям, подписавшим обращение. Статья-отповедь называлась «Путин закрывает окно в Европу» (2). Frankfurter Allgemeine и Süddeutsche Zeitung и вовсе напечатали статьи с резкой критикой обращения БЕЗ публикации его текста (!). Дескать, вам читать не надо - осуждайте, не читая. После этого неудивительно, что Лутц Бахман, лидер общественного движения, выражающего всё более широкие настроения протеста против исламизации Германии, наотрез отказывается общаться с журналистами.
Интереснее публикаций-отповедей отзывы на них на интернет-форумах, причём многочисленные: статью в Zeit, к примеру, прокомментировали тысяча читателей газеты. Многие винят Запад в полном отсутствии самокритики и способности принять на себя хоть часть ответственности за развязывание и эскалацию украинского кризиса. Встречаются в отзывах читателей и такие слова: «Политики Запада ведут нас к новой войне. Пожалуйста, остановите это безумие!» (3) Таких критических высказываний много - около половины. Так же выглядят и данные опросов общественного мнения. Например (4), в декабре с утверждением о том, что Россия действительно видит для себя угрозу со стороны Запада, согласился 51% опрошенных, хотя в сентябре их было только 41%. Ещё заметнее, на 16%, уменьшилось число тех, кто выступал в декабре за более активное участие НАТО в украинском конфликте – таких теперь 40%. Увы, это тоже немало, а ещё тревожнее то, что 61% немцев одобряют ужесточение официальным Берлином тона в диалоге с Россией.
Интересно, что, по данным того же опроса, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер хотя и незначительно, но обошёл по популярности среди соотечественников Ангелу Меркель: его работой довольны 70% опрошенных (показатель Меркель – 67%), недовольны – 23% (Меркель – 32%). Вероятно, это следствие того, как каждый из двух политиков высказывается на публике по вопросу об украинском кризисе: Штайнмайер хочет казаться более мягким – в отличие от бундесканцлерин, которая без устали твердит о необходимости антироссийских санкций и намекает на их возможное ужесточение. Процитирую комментарии с читательского форума Märkische Oderzeitung по поводу статьи о позиции Меркель в отношении России:
«Оголтелая враждебная риторика этой женщины уже невыносима. То, как она правит, не имеет ничего общего с политикой и с заботой о немецком народе».
«13 лет тому назад Путин положил к нашим ногам русское сердце [имеется в виду речь в бундестаге в 2001 году]. И что же мы с этим сделали?»
«Самое позднее – 8 мая Меркель должна встать на колени перед Россией! Всё остальное – разжигание ненависти и ведет к дальнейшей эскалации!» (5)
Тема разногласий между Меркель и Штайнмайером по вопросу отношений с Россией периодически муссируется немецкой прессой. Правда, в чём суть этих разногласий, уловить сложно. Разве что социал-демократ Штайнмайер «обеспокоен» возможным ухудшением экономической ситуации. Только что с того? Министра финансов Вольфганга Шойбле из ХДС тоже посещает чувство обеспокоенности санкциями против России, но он не выступает за их отмену или ослабление. Риторика социал-демократов действительно кажется чуть менее жёсткой, но на курс Берлина это не влияет.
Складывается впечатление, что, действуя в отношениях с Россией на ощупь, канцлер Меркель и министр Штайнмайер разыгрывают плохо поставленный любительский спектакль, в котором есть роли даже не плохого и хорошего полицейского, а полицейского совсем плохого (Меркель) и не очень плохого (Штайнмайер). Такие спектакли, страдающие отсутствием вкуса и глубины, авторитета немецким лидерам в любом случае не добавляют.