Небезопасность европейской безопасности

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В центре внимания завершившейся 8 февраля 51-й Мюнхенской конференции по безопасности, как и год назад, был кризис на Украине. На этот раз съехавшиеся в Мюнхен главы 20 государств и правительств,  60 руководителей дипломатических и военных ведомств из 40 стран дебатировали вопрос о том, какую формулу безопасности изберёт Европа – без России, вместе с ней или против неё. 

Поскольку вопросы безопасности европейцы сегодня не решают без согласования с Вашингтоном, почетное место на конференции было зарезервировано за многочисленной американской делегацией с участием Дж. Байдена, Дж. Керри и, конечно, Дж. Маккейна. Влияние США было расширено присутствием внушительного натовского десанта во главе с Йенсом Столтенбергом. При этом, однако, самым насыщенным в Мюнхене получился  график российского министра иностранных дел С.В.Лаврова. Глава российской делегации оказался центральной фигурой на конференции. Так, вице-канцлер Германии Г. Зигмар смог переговорить с главой МИД России только самым ранним утром. Причем главная мысль, которую председатель СДПГ хотел донести до Лаврова, заключалась в том, что «Россия нужна Европе». В том же духе высказалась и постоянный секретарь Французской академии Э.К. д’Анкос: «Настоящей Европы не может быть без России». Однако не эти высказывания определяли, к сожалению, намерения организаторов конференции.

К встречам в Мюнхене организаторы форума подготовили и опубликовали доклад «Агонизирующий миропорядок», содержащий крайне тенденциозные оценки ситуации на Украине и политики России. Достаточно сказать, что лейтмотивом раздела доклада под названием «Россия: медведь или банкрот?» послужили слова бывшего замгоссекретаря США (1994-2001) С. Тэлбота о «наиболее злокачественных проявлениях путинизма» (1). В дополнение к этому 3 февраля в еженедельнике Spiegel  появилась статья организатора Мюнхенской конференции В.Ишингера «Как стабилизировать Украину, не играя по правилам Путина?» (2), начинавшаяся пассажем о российских стратегических бомбардировщиках, которые якобы затерроризировали европейские страны, регулярно приближаясь к их воздушному пространству. Вину за эскалацию напряженности в Европе Ишингер полностью возложил на Россию. 

Оценки причин и динамики развития украинского кризиса Россией, с одной стороны, и Западом – с другой, остаются прямо противоположными.  Ничего нового не принёс в этом плане и Мюнхен. Выступая на конференции, Сергей Лавров отметил, что в феврале 2014 года США прямо поддержали государственный переворот и при этом предстали архитектором дипломатического и санкционного давления на Россию, которую, как только развитие ситуации пошло не по их сценарию, обвинили в попытках подорвать территориальную целостность Украины. С лета 2014 г. США фактически свернули свое участие в попытках урегулирования украинского конфликта. Раз за разом Запад «выдавал индульгенции киевским властям, которые вместо выполнения обещаний о начале общенационального диалога начали масштабную военную операцию, объявив «террористами» своих граждан, не согласных с антиконституционной сменой власти и разгулом ультранационалистов. Все действия Соединённых Штатов были и остаются направленными на эскалацию кризиса. 

Много сказано о роли американцев в украинском кризисе и в интервью Барака Обамы телеканалу CNN  1 февраля, в котором президент не без удовлетворения отметил, что США выступили «брокером»  в переходе власти на Украине. Видимо, теперь организацию и поддержку переворотов в других странах, если такую поддержку оказывают Соединённые Штаты,  предлагается понимать как «посреднические услуги». Говоря о дальнейших планах Вашингтона, Обама высказался за продолжение «двухстороннего курса», который с точки зрения Белого дома предполагает «усиление давления на Россию и укрепление Украины» (3). 

Характеризуя обстановку на Мюнхенской конференции, нельзя не упомянуть и заявление Д. Митова, министра иностранных дел Болгарии – страны, которую Россия кровью своих солдат спасла от османского, а впоследствии и нацистского ига. Этот дипломат, руководствуясь, видимо, тем,  что ранее нечто похожее высказывал Обама, высказался в том смысле, что «главные угрозы для внешнеполитических интересов Европейского союза исходят от России и террористической группировки «Исламское государство». В унисон с ним выступил незадолго до открытия конференции в Мюнхене глава Бюро национальной безопасности Польши С. Козей, который заявил:  «Теоретически существует возможность того, что Россия может напасть на Польшу». И хотя уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К. Долгов немедленно отреагировал на слова польского «теоретика», отметив, что Запад ведет целенаправленную кампанию по очернению России, одного этого осуждения явно недостаточно. 

Характерна для западных подходов к украинскому кризису и словесная эквилибристика Й. Столтенберга. В ходе дебатов в Мюнхене генсек НАТО пояснил, что «НАТО не располагает оружием» и не принимает решений по вопросам его поставок. Всё значительно проще: «решение должен принимать каждый индивидуальный союзник». Вот вам и ответ на вопрос, поставляют ли США, Польша, Болгария, прибалтийские страны оружие киевскому режиму. Это индивидуальный выбор! 

Эволюция украинского кризиса показала, что он не может быть урегулирован с помощью военной силы, но, несмотря на это, подчеркнул С.Лавров, «в ряде стран Запада все громче раздаются призывы усилить поддержку курса киевских властей на милитаризацию общества и государства, «накачать» Украину смертоносным оружием, втянуть в НАТО».

Для натовских подходов к диалогу с Россией по-прежнему характерно понимание этого диалога как игры в одни ворота. В Мюнхене Столтенберг ещё раз повторил, что речь идёт о том, чтобы «вовлечь Россию» (читай: пристегнуть к политике НАТО). Брюсселю, однако, не следует рассчитывать на то, что Россия согласится, чтобы её «вовлекали» в авантюру приближения военной машины НАТО к границам Российской Федерации.  Российский подход к диалогу построен на другом. В разговоре с Дж. Керри «на полях» Мюнхенской конференции С.В. Лавров отметил, что «мы не поступимся своими национальными интересами и принципиальной позицией по ключевым вопросам, но в то же время российская сторона готова к конструктивному взаимодействию с США как в двусторонней сфере, так и на международной арене, где наши страны несут особую ответственность за глобальную стабильность». 

Давая суммарную оценку Мюнхенской конференции, можно повторить слова В.Ишингера о том, что «в Мюнхене ничего не решается, Мюнхен – это не комиссия по принятию решений». На Мюнхенской конференции не принимаются ни резолюции, ни коммюнике, нет даже процедуры подведения официальных итогов. Главная миссия Мюнхенской конференции – выявить и зафиксировать позиции сторон; подготовить политический истеблишмент ведущих мировых держав к принятию назревающих решений. В то же время Мюнхен сегодня – это одна из тех площадок, на которой формируется глобальная повестка дня, оговариваются вероятные сценарии развития, нащупываются возможности будущих соглашений и союзов. 

Как отметил в своем выступлении С.В. Лавров, «события последнего года подтвердили справедливость наших предупреждений относительно наличия глубоких, системных проблем в организации европейской безопасности и в международных отношениях в целом», а «проект построения «общеевропейского дома» не состоялся именно потому, что наши партнеры на Западе руководствовались не интересами возведения открытой архитектуры безопасности при взаимном уважении интересов, а иллюзиями и убеждениями победителей в холодной войне. Торжественно взятые в рамках ОБСЕ и Совета Россия-НАТО (СРН) обязательства не обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других остались на бумаге, а на практике были проигнорированы». Современный украинский кризис появился не вдруг. Он является закономерной кульминацией проводившегося на протяжении последней четверти века курса западных правительств и наднациональных структур на создание гегемонии Запада в Евразии. С такой логикой Россия не может и не собирается соглашаться. 

Остаётся надеяться, что у европейских контрагентов России политический разум возобладает над психологическим комплексом победителей в холодной войне. Иначе европейская безопасность грозит обернуться долгосрочной небезопасностью. 

1) Munich Security Report 2015.  Collapsing Order, Reluctant Guardians? URL: eventanizer.com. Р. 20. 
2) Ischinger W. How to Stabilize Ukraine without Playing Putin's Game.
 
Фото: AFP