«Репарации за советскую оккупацию»: кто и как их готовит (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В статье «Коммерциализация советской истории, или Попытка откровенного вымогательства» был начат разговор о том, как страны Прибалтики и Молдова пытаются шантажировать Россию так называемыми оккупационными репарациями. В настоящей статье даётся краткий обзор практики подготовки подобного рода компенсационных требований в Латвии, Литве, Эстонии и Молдове. 

Латвия

Первые оценки экономического ущерба от «советской оккупации» появились еще тогда, когда Латвия находилась в составе СССР, в 1990 году. Каждый год они пересматривались и всегда в сторону повышения. Последняя оценка - 300 млрд. евро. Именно такая сумма была названа в сентябре 2014 года Рутой Паздере, членом Латвийской комиссии по подсчету ущерба от советской оккупации (далее – Комиссия). Заметим, что в самой Латвии немало профессиональных историков и экономистов, в том числе среди латышей, которые достаточно скептически относятся к деятельности Комиссии. 

Пока историки и экономисты занимаются подсчетом мифического ущерба от пребывания республики в составе СССР, отдельные здравомыслящие политики Латвии, пребывая в настоящем времени, подсчитывают реальный ущерб экономики страны от участия в экономической войне против России. В частности, мэр Риги Нил Ушаков в сентябре 2014 г. заявил, что такой ущерб к началу осени составил порядка 60 миллионов евро. Однако эта сумма, как уточнил Ушаков, показывает лишь прямой ущерб. «А если говорить дальше о сопутствующем эффекте, то его никто не считал», – подчеркнул рижский градоначальник. При этом больше всех от санкций пострадали латвийские производители молочной и мясной продукции.

Один из влиятельных общественных деятелей Латвии, историк и публицист Виктор Гущин заявил: «Создание комиссии по подсчету ущерба от пребывания Латвии в составе СССР – абсолютно бредовая затея.  Нет никакого экономического и правового основания для существования этой комиссии. Одна лишь голая политика и желание лишний раз уколоть Россию». Историк выразил уверенность в том, что деятельность этой комиссии «наносит огромный вред, поскольку формирует искаженные представления о прошлом страны и враждебное по отношению к России мировоззрение». Высказался Гущин и по поводу «последней», но наверняка не окончательной суммы компенсации, названной Комиссией. «Что касается насчитанного этой комиссией ущерба в 300 миллиардов евро, то я даже не знаю, как это можно прокомментировать… При этом претензии Латвии, выраженные в денежном измерении, постоянно растут». 

С апреля 2014 года председателем Латвийской комиссии по подсчету ущерба от советской оккупации стал Эдвин Шноре, которого даже в Латвии воспринимают как политика-радикала откровенно русофобского направления. Нет сомнения, что астрономическая сумма в 300 млрд. долл. появилась именно после того, как Шноре сел в кресло председателя Комиссии. Политические аналитики считают, что именно такие люди, как Шноре, сегодня особенно востребованы в Европарламенте. 

В то же время правительству Латвии хватает текущих экономических проблем, поэтому многие министры правительства достаточно осторожно относятся к работе Комиссии, рассматривая ее как обузу. Вот что говорит, например, Эдгар Ринкевич, министр иностранных дел Латвии: «Думаю, целью такой комиссии должна быть работа над достижением исторической ясности. Эта цель была бы достигнута и мы смогли бы понять, что события 1940-го года и 50 лет оккупации означали для экономики Латвии, если бы подсчитывался и ущерб и то, что было построено. Если будет объективный взгляд, то это, возможно, поспособствует развитию нашей исторической мысли и диалогу историков... Я не думаю, что сейчас надо поднимать истерию: вот, завтра уже требуем компенсацию. Этот вопрос не стоит на повестке дня... Внешняя политика Латвии будет определяться не комиссией, а министерством иностранных дел, правительством, парламентом и президентом». 

То есть ситуация в Латвии по поводу компенсаций за «советскую оккупацию» неоднозначна даже в верхах: существует противоречие между антироссийскими идеологическими установками и необходимостью практического решения текущих социально-экономических проблем. 

Достаточно большой шум в Латвии и за ее пределами наделала работа, посвященная экономическим последствиям «оккупации» и «демократического освобождения» этой прибалтийской страны, подготовленная бывшим депутатом латвийского сейма, известным публицистом и общественным деятелем Владимиром Бузаевым. Он просчитал, что из себя представляла бы экономика Латвии, если бы Латвийская ССР продолжила свое существование, и вывел сумму ущерба, нанесенного стране властями независимой Латвии за последние 20 лет. Результат оказался более впечатляющий, чем у его оппонентов: ущерб от 20-летнего хозяйствования правительств постсоветской Латвии составил 240 млрд. латов, против 200 млрд. ущерба от 50-летней «советской оккупации».

Есть смысл напомнить, что еще 3 апреля 1990 года Верховным Советом СССР был принят закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из состава СССР», в котором была четко прописана процедура такого выхода. В том числе там имелась норма о том, что выходящая республика была обязана компенсировать стоимость союзной собственности, остающейся на ее территории. 

С учетом упомянутого закона бывший депутат Верховного Совета Латвии, депутат Госдумы России третьего и четвертого созывов Виктор Алкснис заявил, что он «предложил бы нашему Министерству экономики с привлечением российских историков посчитать, сколько было вложено в развитие Латвийской ССР с 1940-го по 1991 год. Кроме того, посчитал бы стоимость союзной собственности, оставшейся без компенсации на территории независимой Латвии в 1991 году… А если сегодня подсчитать хотя бы стоимость противоракетного радиолокационного комплекса в Скрунде или же Вентспилского нефтяного терминала и припортового завода и предъявить сумму к оплате, то Латвия станет реальным банкротом. Так что вопрос с компенсациями для Латвии это палка о двух концах. А если сюда присовокупить незаконную передачу большевиками в 1919 году Латвии из состава Витебской губернии РСФСР города Динабурга (Двинска), а ныне Даугавпилса, то разговоры о компенсациях могут Латвии очень сильно аукнуться. Поэтому мне представляется, что нынешние демарши Латвии по поводу компенсаций «за оккупацию» скоро затухнут. Но обязательно вновь начнутся через определенный промежуток времени. Пока Россия не стукнет кулаком по столу...».

Литва

В Литве к проблеме оценки и возмещения ущерба от «советской оккупации» отнеслись весьма серьезно. В 2000 году Сейм Литвы принял специальный закон, обязывающий правительство принять практические меры по возмещению ущерба. Диапазон оценок ущерба, понесенного Литвой за годы «советской оккупации», крайне широк. За последние четверть века фигурировали цифры от 20 до 286 млрд. долларов. В некоторых случаях цифры отражают сумму ущерба, в других – сумму претензий (претензии могут быть меньше ущерба). В январе 2008 г. тогдашний президент Литвы Валдас Адамкус публично назвал сумму претензий – 28 млрд. долл. В начале текущего десятилетия уже фигурировала цифра претензий 31 млрд. долл. Это претензии за ущерб, возникший в период 1940-1991 гг. Кроме того, комиссия по оценке ущербов проводила подсчеты дополнительных потерь за период 1991-1993 гг., вызванных присутствием российских вооруженных сил на территории Литвы. Иногда при таких расчётах в обращение запускаются совсем  запредельные, астрономические суммы ущерба. Так, в 2012 году на пресс-конференции в Сейме Литвы была названа сумма в 834 миллиарда долларов. В нее были включены и уже понесенные, и еще не понесенные затраты Литвы на закрытие и демонтаж Игналинской АЭС, которая была построена в советское время и впоследствии остановлена по требованию Евросоюза. 

Если в Латвии комиссия по оценке ущербов опирается на собственные «интеллектуальные ресурсы», то в Литве, как сообщили СМИ, в 2012 году к работе ее комиссии были привлечены иностранные эксперты. 23 мая 2012 года был сделан еще один шаг: правительство Литвы распорядилось сформировать комиссию для координации реализации предложений по поводу возмещения ущерба от «советской оккупации». Обосновывая это решение, премьер министр Андрюс Кубилюс подчеркнул, что правительство не предлагает менять денежный эквивалент ущерба от оккупации, рассчитанный ранее. Целью комиссии является подготовить переговорные позиции касательно возмещения ущерба. В сентябре 2012 г. правительство Литвы утвердило состав комиссии. В нее вошли представители МИД, Минюста, Минкульта, Особого архива Литвы, Департамента культурного наследия, Литовского государственного исторического архива, Исследовательского центра геноцида и сопротивления жителей Литвы, Всемирной общины литовцев, Литовского института истории, Союза политических ссыльных и заключенных Литвы. 

Летом того же года премьер Андрюс Кубилюс предпринял еще одну инициативу. 17 июля 2012 г. он заявил, что вопрос возмещения ущерба от оккупации должен обсуждаться не только на двустороннем уровне, но и на уровне диалога ЕС – Россия. Можно предположить, что такому заявлению предшествовали консультации Вильнюса с Брюсселем. 

Наконец, президент Литвы Даля Грибаускайте 16 октября 2012 года издала декрет о Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве. Фактически речь о восстановлении работы комиссии, которая была создана еще в 1998 году президентом Валдасом Адамкусом, но прекратила свою работу в 2007 году. Восстановленная Международная комиссия должна была подключиться к работе правительственной комиссии. Примечательно, что изучение «преступлений нацистского оккупационного режима» Международной комиссией не предполагает подготовки каких-либо финансовых претензий к Германии и к ее союзникам по Второй мировой войне. На том основании, что Германия и ее союзники уже якобы выплатили все репарации. Однако это утверждение более чем сомнительно (оно заслуживает специального обсуждения). А вот работа Международной комиссии по «преступлениям советского оккупационного режима» предполагает оценки ущербов и подготовку компенсационных требований к России. 

Следует обратить внимание на любопытные комментарии тогдашнего вице-спикера Государственной Думы Российской Федерации Александра Торшина по поводу литовских притязаний. Они были сделаны в мае 2012 года, сразу же после решения литовского правительства о создании новой комиссии. Отметим, что этот депутат уже многие годы занимался литовскими претензиями. Так, вот Александр Торшин неожиданно заявил, что Россия готова будет рассмотреть претензии Литвы. Поскольку ущерб приходится на советский период, а в конце его курс советского рубля был 1 руб. = 90 центов США, то Россия готова заплатить долг в размере 31 млрд. долл. советскими рублями. Получается около 34 млрд. советских рублей. Депутат сказал, что у Российской Федерации сохранились большие запасы советских рублей и она готова предоставить Литве требуемую сумму в этих денежных знаках. Однако при одном условии: она должна возместить России все затраты, которые в советское время были осуществлены на строительство предприятий, объектов социальной и экономической инфраструктуры в Литве. Российская Федерация готова получить требуемую компенсацию в любой валюте, даже в литовских латах. 

Конечно, предложение Торшина погасить литовские претензии советскими рублями - шутка. Как сказал депутат, Россия применяет в торговле со своим соседом режим наибольшего благоприятствования, который дает Литве реальный экономический эффект. Гораздо более реальный эффект, чем те эфемерные миллиарды долларов, которых добивается Литва. А если Литва будет настаивать на компенсациях, густо замешанных на русофобии, то она лишится российских рынков (только экспорт сельхозпродукции из Литвы в Россию в 2013 году составил 912 млн. долл.). И участь ее тогда будет незавидна. Здравые политики в Литве прекрасно понимают, что лучше прошлое не ворошить, а с восточным соседом дружить, в том числе потому, что Европейский союз много обещает, но мало делает. Литва (как и Латвия) в этом году присоединилась к экономическим санкциям Брюсселя против России. По предварительным оценкам, ее потери от встречных санкций России (запрет на импорт сельскохозяйственной продукции) будут еще больше, чем у Латвии. 

(Окончание следует)

Другие материалы