Министры обороны и иностранных дел Сербии Братислав Гашич и Ивица Дачич планируют посетить 18 марта штаб-квартиру НАТО для подписания договора об Индивидуальном плане действий в рамках партнерства Сербии и Североатлантического альянса. 20 декабря 2014 года указанный договор был одобрен сербским правительством, а 15 января текущего года - Советом НАТО. Предлагая Индивидуальный план действий, Брюссель выводит отношения с Сербией на «самый высокий уровень отношений», предусмотренный для страны, которая не является членом альянса. В штаб-квартире НАТО сербские министры проведут также переговоры с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом и примут участие в заседании руководства Североатлантического альянса.
Индивидуальный план действий предусматривает развитие военно-политического партнерства и стратегического взаимодействия НАТО со страной-подписантом. Государства, присоединившиеся к данному плану, считаются основными партнерами Североатлантического альянса и могут претендовать на приоритетное вступление в состав его членов. В настоящее время подобный документ подписали с НАТО Черногория, Босния и Герцеговина, Молдавия, Казахстан, Армения, Азербайджан, Грузия и Украина, хотя некоторые из этих стран (Казахстан, Армения, Азербайджан) официально заявили об отсутствии у них намерений вступать в Североатлантический альянс.
Характерно, что заявление о предстоящем подписании партнерского договора с НАТО прозвучало в Сербии буквально спустя несколько часов после появления информации о том, что Белград собирается продолжать активно развивать военное сотрудничество с Россией. В частности, Белград намерен уже в ближайшие месяцы провести несколько совместных военных учений с Россией в дополнение к учениям подразделений сербских и российских десантников, состоявшимся в ноябре 2014 года под кодовым названием SREM-2014. Здесь уместна определённая аналогия с политикой Югославии времён Тито. Если тогдашняя Югославия стремилась к равноудалённости от двух военно-политических блоков (Варшавского договора и НАТО), то сегодняшняя Сербия пытается взаимодействовать в военном плане и с Россией, и с Североатлантическим альянсом. Расчет делается на то, чтобы получить двойной выигрыш и заручиться поддержкой различных сегментов сербского общественного мнения.
В учениях SREM-2014 приняли участие свыше 400 военнослужащих с обеих сторон. Кульминационным моментом российско-сербских антитеррористических маневров на полигоне «Никинци» в Сремском округе Сербии стала специальная операция по захвату и уничтожению базы условных незаконных вооруженных формирований и освобождению захваченных террористами заложников. Операция проводилась с участием подразделений российских Воздушно-десантных войск и Военно-транспортной авиации, а также спецназа Сухопутных войск Вооруженных сил Сербии. В операции был задействован весь имеющийся на вооружении подразделений боевой арсенал - переносные противотанковые ракетные комплексы 9К 111 «Фагот», боевые машины десанта БМД-2, бронетранспортеры БРД-М, 60-миллиметровые минометы, гранатометы РПГ-18 «Муха» и стрелковое оружие. Боеготовность российских и сербских подразделений лично проверяли в ходе учений командующий ВДВ России генерал-полковник Владимир Шаманов и начальник Генерального штаба Вооруженных сил Сербии генерал Любиша Дикович. Совместные действия в ходе маневров отработали также подразделения радиационной, химической и биологической защиты и медицинской службы России и Сербии.
Это были самые крупные совместные военные учения России и Сербии в новейшей истории как по уровню поставленных задач, так и по масштабам привлеченных ресурсов и боевой техники. И буквально на следующий день после завершения российско-сербских учений начались совместные военные учения Сербии и государств НАТО.
Отметим также, что с апреля 2013 года Сербия является наблюдателем при Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что не помешало ей отправить делегацию Министерства обороны во главе с министром Б.Гашичем на сентябрьский (2014) саммит НАТО в Уэльсе.
И вот теперь руководство Сербии решило в очередной раз укрепить российское направление своей военно-оборонной политики в дополнение к натовскому направлению. На уровне министерств обороны двух стран уже идут соответствующие консультации о месте, времени и программе предстоящих российско-сербских военных учений.
В Вашингтоне это вызывает нервную реакцию. Госсекретарь США Джон Керри, выступая на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам Конгресса США, прочертил «линию огня» в геополитическом противостоянии Запада и России: «Если говорить о Сербии, Косово, Черногории, Македонии и других - Грузии, Молдавии, Приднестровье, - то они находятся на линии огня», - заявил Керри.
Как долго Сербии удастся проводить свой курс равноудалённости от России и НАТО, учитывая, что США уже отвели сербам незавидную участь, поместив их на «линии огня»? Сложный вопрос. А ведь сегодняшняя Сербия – это не бывшая Югославия, стоявшая когда-то во главе всемирного Движения неприсоединения. Да и югославский опыт не настраивает на оптимистический лад: единая Югославия распалась вслед за Варшавским договором.