Позицию нынешнего правительства Греции по вопросам будущего страны можно охарактеризовать словами «ни войны, ни мира», если под войной понимать выход Греции из еврозоны, под миром - продолжение пребывания в зоне евро. Возможен, впрочем, отход от жёстких рекомендаций внешних кредиторов безотносительно к положению Греции в ЕС. О выборе последнего варианта говорит, в частности, проведение новым правительством Греции закона о борьбе с бедностью, который предусматривает ряд социальных мер на общую сумму в 200 млн. евро. Закон планирует выделение малоимущим продовольственных талонов и бесплатного электричества, и, что примечательно, принятие данного закона не согласовывалось с внешними кредиторами. Этот закон вызвал бурную реакцию в Брюсселе (Европейская комиссия), Франкфурте (Европейский центральный банк), Вашингтоне (Международный валютный фонд). А немецкая Bild назвала принятый закон «объявлением войны европейским кредиторам».
Можно ожидать, что в ближайшие дни (максимум недели) произойдёт одно из двух: либо Афинам придется отозвать закон о борьбе с бедностью, либо со стороны «Большой тройки» (ЕК, ЕЦБ, МВФ) последуют карательные акции в отношении Греции. Цена закона (200 млн. евро в год) невелика, но это прецедент, который может вдохновить на новые акции неповиновения и Грецию, и других должников «Большой тройки» в Европе.
Противостояние с «Большой тройкой» будет для Афин тяжёлым, но отнюдь не безнадежным. Тому есть по крайней мере две причины.
Во-первых, на Брюсселе, Франкфурте и Вашингтоне свет клином для греческого правительства не сошёлся. Афины могут и должны искать решения за пределами еврозоны и ЕС. Например, Венесуэла оказалась под сильным финансово-экономическим прессингом США. На днях стало известно, что Китай предоставляет этой стране долгосрочный кредит на 10 млрд. долл. для развития нефтедобывающей промышленности. Греция может получить хороший импульс развития от сотрудничества с Россией. Даже отказ Греции от участия в экономических санкциях против России уже вдохнул жизнь в экономику страны, особенно в сельское хозяйство. Как сообщалось, в начале апреля греческий премьер Алексис Ципрас должен приехать в Москву.
Во-вторых, позиции «Большой тройки» становятся всё более шаткими. Да, уровень государственного долга Греции действительно высок – 170% ВВП (2014 г.), но во многих странах Евросоюза картина не намного лучше. Например, в 2013 году в Италии этот показатель был равен 132,6%, в Португалии – 129,0% ВВП.
При оценке ситуации важно учитывать не только показатель государственного (суверенного) долга, но и общую картину внешнего долга. И хотя внешний долг Греции действительно велик (в конце 2012 года он составил 234% ВВП), греки уступают здесь пальму первенства многим другим странам ЕС. Вот относительные показатели внешнего долга по некоторым странам Старой Европы (% ВВП): Швейцария – 417; Великобритания – 396; Нидерланды – 360; Бельгия – 338; Франция – 236; Португалия – 232. Да и у локомотива ЕС Германии внешний долг неслабый – 159%.
При таком финансово-долговом раскладе Брюссель (ЕС), Франкфурт (ЕЦБ) и Вашингтон (МВФ) вряд ли рискнут принять в вопросе о греческом долге резкие решения. Ведь ответом на них может стать объявление дефолта по государственным обязательствам Греции, сумма которых - около 320 млрд. евро. Этого вполне достаточно, чтобы вызвать цепную реакцию банкротств европейских банков и компаний, что в свою очередь может спровоцировать государственные дефолты и падение карточного домика под названием «Европейский союз».
И Афины, и Брюссель судорожно ищут нестандартные пути выхода из сложившейся ситуации. Неожиданно в Европейской комиссии вспомнили о Кипре, вернее о том, как там два года назад спасали банки. Почему бы не взять на вооружение при решении сегодняшних проблем Греции опыт Кипра 2013 года? Напомню, что в результате реструктуризации долга Греции в 2012 году сильно пострадали те банки, компании и фонды, которые были держателями крупных пакетов долговых бумаг Казначейства Греции. Тогда и было принято решение о «дисконтировании» примерно наполовину требований держателей греческих бумаг. Это сильно ударило по кипрским банкам. Ни Центральный банк Кипра, ни ЕЦБ, ни ЕК не собирались помогать банкам островного государства. «Большая тройка» решила спасти банки за счет вкладчиков (держателей депозитных и иных счетов). Фактически это была конфискация денег клиентов (см. подробнее в моей статье «Конфискация банковских депозитов как глобальная перспектива»).
Сегодня греческие банки находятся в таком же плачевном состоянии, как банки Кипра в конце 2012 – начале 2013 года. В их активах – большие пакеты греческих долговых бумаг, которые стремительно обесцениваются. Правительство Греции спасти эти банки не в состоянии. Председатель ЕЦБ Марио Драги заявил, что под государственные долговые бумаги Греции он рефинансировать греческие банки не будет. Однако и пустить процесс банкротств греческих банков на самотёк нельзя: рикошетом это может ударить по банковским системам соседних стран. И тут вдруг в марте Европейская комиссия предлагает ввести в Греции контроль над трансграничным движением капитала. Ещё недавно свобода трансграничного движения капитала считалась краеугольным камнем и основной догмой финансового либерализма. МВФ и США строго обходились с теми государствами, которые осмеливались нарушать этот принцип.
А теперь всё начинает напоминать кипрский сценарий. Там весной 2013 года также были введены жесткие ограничения на движение капитала. Сделано это было ради того, чтобы клиенты кипрских банков не смогли уклониться от выполнения «священного долга» по спасению банков. Думаю, тот же мотив присутствовал в мартовской инициативе ЕК по Греции. Отток депозитов из банковского сектора Греции за пределы страны увеличивается, в отдельные дни он достигает 350-400 млн. евро. Заявление ЕК о возможных валютных ограничениях лишь ускорило бегство денег. Впрочем, по правилам ЕС введение валютных ограничений может происходить лишь по решению государственных властей стран-членов. Афины пока о таком варианте не заявляли. Тем временем бегство из Греции денег вкладчиков продолжается и риск массовых банкротств греческих банков растёт. Кипрский сценарий в Греции ещё возможен до конца весны, но через несколько месяцев будет поздно - депозиты будут обнулены.
Есть, правда, у «Большой тройки» ещё одна идея, а именно: окончательно поставить Грецию на колени. Суть идеи проста – подвергнуть ревизии реструктуризацию греческого долга, которая была проведена в 2012 году. Напомню, что в 2011 году Греции была обещана программа помощи «Большой тройки» на общую сумму в 130 млрд. долл. Условием предоставления помощи было проведение реструктуризации государственного долга Греции. Реструктуризация распространялась лишь на ту часть долга, которая была оформлена в виде казначейских облигаций и держателями которых были частные структуры. Крупнейшие западные фонды и банки согласились на списание 53,5% основной суммы долга по бумагам, что эквивалентно 107 млрд. долл. Это была самая большая в истории реструктуризация государственного долга. А после этого долговая петля на шее Греции затянулась ещё туже: в 2012 г. уровень государственного долга был 157% ВВП, а в 2013 г. он подскочил до 175%.
Греческая реструктуризация происходила на фоне драматических событий в другой части света – в Аргентине. Эта страна в прошлом десятилетии также провела реструктуризацию своего государственного долга, но через некоторое время выяснилось, что небольшая часть держателей аргентинского долга, не согласившаяся на условия реструктуризации, стала разрушать достигнутые договорённости. Дело дошло до суда, а в 2012 году схема реструктуризации долга Аргентины, успешно работавшая в течение нескольких лет, стала разваливаться под ударами «финансовых стервятников» - тех инвесторов, которые скупают долговые бумаги на рынке за копейки, а затем через суды США и Великобритании требуют выплат по номиналу, то есть в размере 100%. Такое явление получило название «правого империализма». Сегодня «финансовые стервятники» загнали Аргентину в угол, борьба перешла в очень острую фазу.
Нельзя исключать применения подобных методов давления и на Грецию. В 2012 году «Большая тройка» проигнорировала мнение небольшой группы частных инвесторов, которые не согласились с условиями реструктуризации (по нашим оценкам, на них пришлось не более 3% греческого долга), но в 2015 году ситуация может резко измениться. Можно ожидать, что «обиженные» инвесторы вдруг получат возможность высказать свое возмущение через СМИ и им услужливо распахнут двери европейских судов и адвокатских контор. В случае вынесения судебных вердиктов в пользу «обиженных» инвесторов всё может вернуться на круги своя, и к нынешнему долгу Греции в 320 млрд. евро будут приплюсованы списанные ранее 107 млрд. евро. Государственный долг Греции в этом случае приблизится к 230 % ВВП.
Я не утверждаю, что всё именно так и будет, но вероятность повторения в Греции аргентинского сценария достаточно велика. Греческому правительству можно лишь пожелать внимательно изучать опыт Аргентины, вынужденной бороться с международными финансовыми хищниками, вновь столкнувшими страну в долговую яму, из которой она начала было успешно выбираться.
Фото: www.abc.net.au