1 апреля избирательная комиссия Федеративной Республики Нигерия – страны с населением в 185 миллионов человек и богатейшими запасами полезных ископаемых - объявила имя нового президента страны. Им стал профессиональный военный генерал Мухаммаду Бухари, набравший почти 54 процента голосов и опередивший действующего президента Джонатана Гудлака.
Личность нового президента Нигерии весьма колоритна. В 80-е годы он совершил государственный переворот, сместив демократически избранного президента, но через полтора года сам был смещён с поста после переворота, совершённого генералом Ибрагимом Бабангидой. Это был не первый путч, в котором принял участие М.Бухари: свой первый государственный переворот он совершил ещё в 1966 году, когда совместно с другими генералами сверг военную диктатуру А.Иронси.
Ясно просматриваются этнические характеристики только что прошедшего в Нигерии голосования. За Бухари, который является этническим хауса, проголосовали его соплеменники (север), но также и представители второго крупнейшего народа Нигерии – йоруба (юго-запад), так как Бухари выбрал себе в вице-президенты представителя йоруба Йеми Осинбаджо. В этой ситуации выбор действующим президентом Дж.Гудлаком в качестве вице-президента представителя народа хауса не мог оказать ему столь важной в Нигерии этнически мотивированной поддержки избирателей. Впрочем, у Гудлака (этнического иджо) (1) были свои расчёты, ведь 40 % населения страны не принадлежат ни к одной из трёх главных этнических групп и для них чередование хауса, йоруба и игбо в качестве правителей Нигерии с момента завоевания страной независимости в 1960 году не выглядит убедительным и справедливым.
Главным вопросом внутренней политики Нигерии являются вопросы безопасности и борьба с террором «Боко Харам». М.Бухари предложил создать новое спецподразделение по борьбе с захлестнувшими страну похищениями людей, грабежами и другими тяжкими преступлениями. До этого у правительства в борьбе с террористами бы связаны руки: как только армия проводила операции по зачистке боевиков, «международное сообщество», и в частности Международный уголовный суд, угрожая властям Нигерии, начинали требовать «соблюдения прав человека» во время этих операций.
Во внешнеполитической программе М.Бухари выделяется предложение об «установлении специальных отношений» со странами БРИКС, и в частности c Россией. Новый президент планирует также завершить создание зоны свободной торговли западноафриканских государств (ЭКОВАС) с введением в этих странах единой валюты и видит Нигерию лидером объединения. (2)
Нигерия – самая большая страна Африки по численности населения. Она обладает одними из крупнейших в мире запасов нефти. Имеются огромные запасы природного газа (разведанные запасы составляют около четверти миллиарда кубометров), а также угля, золота, бокситов, цинка, железной руды, тантала, ниобия и других полезных ископаемых. При этом в последние годы в Нигерии проводится курс на индустриализацию страны. Не все знают, что в Нигерии существует электронная промышленность, выпускаются собственные компьютеры и другая электроника. Активно поддерживается местная автомобильная промышленность (в том числе путём введения высоких пошлин ни импортные автомобили). В 2014 году Нигерия вышла на первое место в Африке по темпам экономического роста, потеснив ЮАР. (3) На наш взгляд, именно с этой политикой развития следует связывать внезапно захлестнувший Нигерию террор «Боко Харам». Как показывает пример Ливии и не только её, Запад жёстко воздействует на страны, пытающиеся проводить самостоятельную политику развития, вплоть до полного разрушения государственности этих стран.
Вмешательство «международного сообщества» в последние нигерийские выборы приняло явно гипертрофированный характер. В январе Нигерию посетил государственный секретарь США Дж.Керри, который встретился с двумя ведущими кандидатами на пост президента. Для Америки главное – нигерийская нефть. США являются её основным импортёром (4), и им важно держать под контролем все политические силы страны. Кстати, встреча Дж.Керри с обоими кандидатами напомнила известный случай «радикального решения» вопроса о власти в Нигерии в июле 1994 года: тогда имел место «странный случай», когда в один день умерли и действующий, и избранный президенты Нигерии (Сани Абача и Мошуд Абиола), причём смерть последнего произошла во время его встречи … с делегацией США. (5)
Вовсю старался воздействовать на ход президентских выборов в Нигерии Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Однако самым бесцеремонным стало давление на Нигерию со стороны Международного уголовного суда (МУС). В декабре 2014 года прокурор МУС опубликовала доклад по Нигерии. Ситуация в стране предполагала расследование преступлений, совершаемых «Боко Харам» (БХ), но прокурор МУС вдруг заявила, что у неё есть компромат не столько против БХ, сколько против официальных властей Нигерии, которые, дескать, практикуют «неизбирательное применение силы» против боевиков БХ. А несколькими неделями позже ряд юристов попытались возбудить дело в МУС по поводу заявления генерала Бухари, которое было сделано им ещё в 2011 году и которое якобы повлекло гибель около восьмисот человек. (6)
Беспрецедентным было и выступление прокурора МУС Ф.Бенсуды перед днём голосования в Нигерии, когда она «предупредила», что её офис «будет внимательно следить за выборами». (7) По смыслу этого заявления оно должно было внушить нигерийцам, что после присоединения к Статуту МУС Нигерия более не является суверенным государством, хотя юрисдикция Международного уголовного суда является комплементарной, то есть дополнительной, по отношению к государственной юрисдикции государств-членов.
Правительству Нигерии, как следует из программы генерала Мухаммаду Бухари, предстоит столкнуться во внешней политике с очень сложными задачами. Возможно, нигерийскому руководству удастся облегчить их решение в рамках «специальных отношений» со странами группы БРИКС, представляющей прообраз новой, альтернативной системы международных отношений.
___________________