Южное командование США в окопах холодной войны

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Южное командование армии США (Южком), укрепляя свои позиции в Латинской Америке и Карибском бассейне, использует широкий спектр мер воздействия на руководство латиноамериканских стран - от шантажа с помощью компромата, накопленного американскими спецслужбами, до традиционного подкупа ключевых фигур в политических и военных структурах. 

В пропаганде работы по развёртыванию военных баз акцент делается на обеспечение многонациональных операций и военного сотрудничества, а также оказание помощи при стихийных бедствиях. Настойчиво подчёркивается, что в зоне ответственности Южного командования находится только одна постоянная база – Сото-Кана в Гондурасе. Там с 1983 года размещена Объединенная тактическая группа «Браво» (Joint Task Force Bravo — JTF-B), которая включает эскадрилью ВВС, батальон с транспортными вертолётами СН-47 «Чинук» и многоцелевыми UH-60 «Блэк Хок», а также подразделения сил безопасности.

Латиноамериканцам напоминают, что воинские подразделения Южкома участвовали в ликвидации последствий урагана «Стэн» в Гватемале, на Гаити помогали населению после землетрясения. Невыгодные для Пентагона и Южкома факты замалчиваются. Так, вторжение армии США в Панаму в декабре 1989 года оправдывается необходимостью защиты безопасности американских граждан и задачами восстановления демократии. Об убийстве нескольких тысяч панамцев американские пропагандисты не вспоминают. 

Для Южного командования существование на континенте блока ALBA - опасный геостратегический фактор. Участники блока, прежде всего Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Боливия, неподконтрольны Вашингтону и воспринимаются там как враги. Администрация Обамы развернула небывалую по масштабам подрывную кампанию против правительств этих стран. Нервно реагируют в Вашингтоне на расширение связей этих стран с Китаем. Всё чаще в латиноамериканских СМИ появляются материалы под заголовками типа «Россия играет мускулами в Южной и Центральной Америке»; «Москва энергично восстанавливает влияние в Латинской Америке, вернувшись к тактике холодной войны»; «Действия российских военных в Карибском регионе становятся всё более решительными». Поводами к подобным публикациям служат дружеские визиты в страны Латинской Америки российских военных кораблей и стратегических бомбардировщиков. А после сообщений вроде того, что «в 2014-м и в этом году российский корабль-разведчик неоднократно заходил в порт Гаваны, проводя операции в Мексиканском заливе и вдоль восточного побережья США», следует шквал обвинений в адрес России и её союзников, в том числе самых фантастических. Так, по уверениям Дугласа Фара (Douglas Farah), которого считают рупором Пентагона и ЦРУ, «правительство Мадуро - это центральный компонент многонационального преступного предприятия, созданного совместно с Ираном в условиях растущего присутствия России в регионе. Его главная стратегическая цель заключается в удержании власти и причинении вреда США» (!)

Администрация Обамы демонстрирует особую враждебность в отношении правительства Венесуэлы, полагая, что падение Николаса Мадуро приведёт к цепной реакции в странах ALBA. Обама подписал в декабре 2014 года «Закон о защите прав человека и гражданских свобод в Венесуэле», который включает страну в список государств, представляющих угрозу национальной безопасности США. Этот документ предусматривает, в частности, замораживание всех находящихся под американской юрисдикцией счетов, принадлежащих иностранцам, причастным к нарушениям прав человека со стороны венесуэльского правительства». Против этого закона в мире уже собрано более десяти миллионов подписей!

Официальные лица США регулярно выступают с обвинениями по поводу «нарушения прав человека в Венесуэле, преследования независимых СМИ и неправительственных организаций, милитаризации страны» и предсказывают скорый крах правительства Мадуро. Генерал Джон Келли, возглавляющий Южное командование, заявил, что «Венесуэла близка к коллапсу и взрыву». Вице-президент Джо Байден на встрече с руководителями CARICOM в Вашингтоне говорил о том, что дни Николаса Мадуро на посту президента сочтены и Венесуэла в силу экономических трудностей откажется от льготных поставок нефти в страны CARICOM. Под пропагандистскую канонаду Южком наращивает свой оперативный потенциал в регионе, который и без того огромен. Базы ВС США, обладающие потенциалом боевого развёртывания, имеются в Коста-Рике (Liberia), Сальвадоре (Comalapa), Пуэрто-Рико (Roosevelt), на Кюрасао (Hato Rey) и Кубе (Guantánamo), в Колумбии – не менее 7 баз и т.д. 

В январе в Санто-Доминго было подписано соглашение о расширении военного сотрудничества Доминиканской республики (ДР) с Соединёнными Штатами. Документ подписали министр иностранных дел ДР Андрес Наварро и посол США Джеймс Брюстер (James W. Brewster). Ключевой персонаж церемонии подписания генерал Джон Келли не скрывал торжества. Посол Брюстер обрисовал перспективу сотрудничества: интенсификация совместных военных учений, принятие мер по укреплению безопасности в стране и Карибском регионе, оказание помощи силовым структурам ДР. Министр Наварро поблагодарил администрацию Обамы, которая силами Южного командования ведёт борьбу с наркотрафиком, добывает разведывательную информацию для пресечения различного рода «транснациональных преступлений».

В Перу в конце марта прибыл дополнительный воинский контингент США. Теперь на территории страны находится не менее 3500 американских солдат. Их присутствие объясняют необходимостью оказания помощи Вооружённым силам Перу в борьбе с партизанской группировкой «Сендеро луминосо» и наркокартелями. При этом американцы наиболее активны у границ Перу с Боливией, Эквадором и Бразилией. Перуанские политологи обвиняют президента Ольянту Умалу в неспособности противостоять политике Вашингтона по созданию в стране опорных военных баз США.

В апреле в центре внимания информационных агентств оказалась база ВВС США в Гондурасе. К 600 американским военнослужащим, постоянно расквартированным там, добавилась «Оперативная группа морской пехоты специального назначения “воздух-земля”» (Fuerza de Tarea de Propósito Especial Aire-Tierra de Marines-Sur) в составе 250 человек. Группе приданы четыре вертолёта и катамаран-амфибия. Предполагается, что в ближайшее время транспортные возможности группы будут расширены. О создании этого подразделения быстрого реагирования генерал Джон Келли объявил военным коллегам на Конференции центральноамериканских стран по транснациональной безопасности. Среди участников находились представители Колумбии, Гондураса, Мексики, Гватемалы, Панамы, Доминиканской республики, Чили, Коста-Рики и некоторых других стран. Келли подчеркнул, что создание оперативной группы - необходимый шаг по формированию структур своевременного реагирования на чрезвычайные события в регионе.

Эрнесто Сампер, генеральный секретарь Союза южноамериканских наций (UNASUR), выступил с инициативой удаления всех военных баз США с латиноамериканской территории, поскольку «они относятся к эпохе холодной войны». По словам Сампера, предстоящий 7-й Саммит Америк в Панаме может стать хорошей площадкой для «переоценки отношений между США и Южной Америкой», в том числе по вопросам о базе в Гуантанамо и милитаризации региона.

Однако Саммит Америк вряд ли изменит стратегические оценки Южкома, как их сформулировал на слушаниях в конгрессе 12 марта 2015 года генерал Келли: «Россия использует проецирование силы в попытке подорвать лидерство США и оспорить наше влияние в Западном полушарии. Чтобы получить доступ к военно-воздушным базам и портам для дозаправки российских военных кораблей и бомбардировщиков, выполняющих задания в Западном полушарии, Россия переманила на свою сторону Кубу, Венесуэлу и Никарагуа». Корректировки долгосрочных планов Южного командования в отношении Латинской Америки ожидать не приходится. 

США взяли курс на возрождение холодной войны в Западном полушарии. Дальнейшее противодействие интеграции латиноамериканских стран, особенно по военной линии, будет жёстким. Поэтому не теряет актуальности задача укрепления и интегрирования вооружённых сил в рамках ALBA и UNASUR. Венесуэла показывает пример. Недавно на её территории завершились манёвры «Боливарианский щит», в которых участвовало 80 тысяч военнослужащих и более 30 тысяч добровольцев. На учениях отрабатывалась стратегия отпора агрессии США. Венесуэла «должна быть готова [к обороне], потому что она никогда не может стать ни Ливией, ни Ираком», - заявил Мадуро в парламенте республики. 

А во второй половине года в акватории Карибского моря пройдут российско-венесуэльские военно-морские учения «ВЕНРУС-2015». Со стороны России предполагается участие кораблей Северного флота с атомным ракетным крейсером «Петр Великий» в качестве флагмана.