Важным инструментом политики хозяев денег во время Второй мировой войны стал Банк международных расчётов (БМР). Он был создан как форпост американского капитала в Европе и служил связующим звеном между англо-саксонским и германским капиталом, своеобразным офшором космополитического капитала, обеспечивающим ему защиту от различных политических ветров, войн, санкций и т.п. Хотя БМР был основан как коммерческий публичный банк, его иммунитет от правительственного вмешательства и даже налогообложения как в мирное, так и в военное время был гарантирован международным договором, подписанным в 1930 году в Гааге.
Главными инициаторами создания БМР выступили банкиры Федерального резервного банка Нью-Йорка из ближайшего окружения Моргана, директор Банка Англии Монтегю Норман, германские финансисты Ялмар Шахт, Вальтер Функ (позднее сменил Я. Шахта на посту президента Рейхсбанка), Эмиль Пуль.
Учредителями БМР, подписавшими Устав банка, стали центральные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, а также ряд частных банков. Федеральный резервный банк Нью-Йорка, который активно участвовал в создании БМР, по политическим соображениям в состав учредителей не вошел. От США Устав БМР подписали частные банки «Фёрст нэшнл бэнк оф Нью-Йорк», «Д. П. Морган энд компани» и «Фёрст нэшнл бэнк оф Чикаго» - все они входили в империю Моргана. Япония также была представлена в БМР частными банками. В 1931-1932 гг. к Банку международных расчётов присоединились 19 центральных банков стран Европы. Первым президентом БМР стал банкир из клана Рокфеллеров Гейтс Макгарра. В 1933 году он покинул этот пост. Его сменил американец Леон Фрезер, ставленник Морганов. В годы Второй мировой войны президентом банка был опять-таки американец Томас Харрингтон Маккитрик.
О том, как БМР работал в интересах Третьего рейха, написано достаточно много (4). В годы войны БМР осуществлял расчеты Германии по поставкам товаров с разными странами, в том числе теми, для которых Германия была военным противником. После Пёрл-Харбора на протяжении всех военных лет БМР по-прежнему упоминался во всех официальных справочниках как банк-корреспондент Федерального резервного банка Нью-Йорка. В годы войны БМР находился под контролем нацистов, но президентом этого банка был американец Томас Харрингтон Маккитрик. Пока на фронтах гибли солдаты, в Базеле проводились совещания руководства БМР с участием банкиров Германии, Японии, Италии, Бельгии, Англии и США. Здесь, в швейцарском «банковском офшоре», царило полное взаимопонимание, здесь шла напряженная совместная работа представителей противоборствующих в войне стран.
В обстановке войны БМР стал тем местом, куда стекалось награбленное Германией в разных странах Европы золото. В марте 1938 г., после вступления гитлеровцев в Вену, большая часть похищенного ими австрийского золота перекочевала в сейфы БМР. Та же участь постигла золотые запасы Чешского национального банка — 48 млн. долл. Это было еще до начала Второй мировой войны. После ее развязывания в Банк международных расчётов потекло золото, которое Третий рейх добывал в концлагерях и в результате различных рейдов по ограблению мирного населения в оккупированных странах (ювелирные изделия, золотые коронки, портсигары, посуда и т.п.). Речь идет о так называемом нацистском золоте. Оно обычно перерабатывалось из первичного сырья в стандартные слитки и направлялось в БМР, другие швейцарские банки или за пределы Европы. После Пёрл-Харбора, то есть после вступления США в войну, в Банк международных расчётов, по данным американского исследователя Ч. Хайэма, от нацистов поступило на хранение золота на сумму 378 млн. долл.
Об истории захвата Третьим рейхом с помощью БМР чешского золота стоит сказать несколько подробнее. Детали этой операции прояснились после рассекречивания Банком Англии части своих архивов в 2012 году (5). В марте 1939 года гитлеровские войска захватили Прагу. Нацисты, угрожая оружием, потребовали выдать национальное сокровище страны - золотые запасы, оценивавшиеся в 48 млн. долларов. Перепуганные члены правления банка сообщили, что золото уже передано Банку международных расчётов. Как позднее выяснилось, золото из Базеля затем перекочевало в хранилище Банка Англии. По команде из Берлина золото было переведено на счет Рейхсбанка в БМР, причем физически оно оставалось в Банке Англии. Далее Банк Англии начал совершать различные операции с золотом по командам, которые шли из Берлина (из Рейхсбанка) в БМР, а затем уже ретранслировались в Лондон. Возник преступный сговор трёх сторон: Рейхсбанка гитлеровской Германии, Банка международных расчётов и Банка Англии. Между прочим, в Англии в 1939 году начался самый настоящий скандал, поскольку Банк Англии совершал операции с чешским золотом по командам, которые исходили из Берлина и Базеля, а не от чешского правительства. В частности, в июне 1939 года, за три месяца до объявления войны между Великобританией и Германией, Банк Англии помог немцам реализовать золота на 440 тысяч фунтов стерлингов и переправить часть немецкого золотого запаса в Нью-Йорк (немцы были уверены, что в случае их вторжения в Польшу Соединённые Штаты войну не объявят). Незаконные операции с чешским золотом Банк Англии осуществлял с молчаливого согласия правительства Великобритании, которое было в курсе дела. Премьер-министр Невилл Чемберлен, министр финансов Джон Саймон, другие высокопоставленные чиновники крутились, как ужи на сковороде, прибегая к откровенной лжи (мол, золото возвращено ее законному владельцу или вообще не передавалось Рейхсбанку). Лишь раскрытые недавно секретные архивы Банка Англии подтверждают, что первые лица государства лгали, прикрывая себя, Банк Англии и Банк международных расчётов. Координировать совместную преступную деятельность Банка Англии и БМР было удобно благодаря тому, что председателем последнего на протяжении всей войны был Монтегю Норман, директор Банка Англии, который совершенно не скрывал своих фашистских симпатий.
В 1944 году на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США), где обсуждались планы будущего мирового финансового порядка, неожиданно всплыл вопрос о неблаговидной роли БМР в мировой войне и его работе на фашистскую Германию. Опуская многие детали, отмечу, что на конференции с большим трудом удалось принять резолюцию о закрытии БМР (ряд делегатов и наблюдателей от США пытались не допустить принятия такой резолюции). Однако решение международной конференции хозяева денег проигнорировали. А вся компрометирующая информация, относящаяся к деятельности БМР в военное время, была засекречена6. Это тоже помогает сегодня фальсифицировать историю Второй мировой войны.
Напоследок два слова о банкире и финансисте Ялмаре Шахте (1877-1970). Он был ключевой фигурой, управлявшей экономической машиной Третьего рейха, чрезвычайным и полномочным представителем англо-американского капитала в Германии. В 1945 году Шахт был привлечён к суду Международного военного трибунала в Нюрнберге, но 1 октября 1946 года был оправдан. Шахт вышел сухим из воды так же, как и Гитлер, которого по необъяснимым причинам не оказалось в 1945 году в списке главных военных преступников. Более того, Шахт как ни в чем не бывало вернулся в банковскую сферу Германии, основал и возглавил в Дюссельдорфе банкирский дом Schacht GmbH. Казалось бы, не заслуживающая внимания деталь, но этот факт лишний раз помогает понять, что готовили Вторую мировую войну и отчасти подводили ее итоги англо-американские хозяева денег и их полномочные представители в Германии. Эти же хозяева денег сегодня хотят не только переписать историю Второй мировой, но и переиграть её результаты.