С приходом на губернаторство в Одессу Саакашвили управление Службы безопасности Украины по Одесской области возбудило уголовные дела против представителей гагаузского движения, обвинив их в сепаратизме и попытках образования на территории Болградского района Одесской области отдельного государства. Численность гагаузов на Украине не превышает 30 тысяч человек, но Одесская область граничит с автономным территориальным образованием Гагаузия в составе Республики Молдова. Подталкивая к размораживанию приднестровского конфликта, украинские власти одновременно пытаются зачистить Одесчину от инакомыслящих.
Во время кровопролитного приднестровского конфликта начала 90-х годов гагаузы были на стороне Тирасполя против Кишинёва. Сегодня гагаузы по-прежнему симпатизируют Приднестровью и не приемлют вынашиваемую в Бухаресте идею «Великой Румынии», которая в планах румынских юнионистов поглотила бы Молдавию, Приднестровье, украинские Буковину и Бессарабию. Находясь на стыке географических и культурно-исторических границ нынешних Украины, Молдавии и Румынии, Гагаузия приобретает всё более важное значение в контексте отношений Запада и России.
Гагаузы – небольшой православный народ тюркского происхождения, воспринявший христианское благовестие от болгарских проповедников. Сегодня численность гагаузкого народа не превышает 250 тысяч человек. Исторические узы между болгарами и гагаузами всегда были крепки, поэтому болгары Молдовы и Украины выступают естественными союзниками гагаузов.
Весной 2014 года жители Тараклийского района Молдавии, где болгары составляют большинство, выразили желание присоединиться к Гагаузии. В курсе Кишинева на европейскую интеграцию тараклийские болгары, как и гагаузы, видят угрозу утраты своей идентичности под прессом румынизации. В этом они пользуются поддержкой своих соплеменников в соседней Одесской области. Отсюда и растут ноги репрессий украинских спецслужб против одесских гагаузов.
Антизападные настроения в Гагаузии усиливаются пропорционально активизации усилий Кишинева по сближению с Брюсселем. В 2014 году, когда молдавские власти заявили о скором введении безвизового режима между Евросоюзом и Молдавией, в Гагаузии состоялся «консультационный референдум», на котором более 95% населения автономии проголосовало за ее право на внешнее самоопределение. Напомним итоги референдума: 95% избирателей поддержали идею присоединения Молдавии к Таможенному союзу и 67% высказались против интеграции Молдавии с ЕС .
К этому следует добавить, что гагаузские власти неоднократно предупреждали: автономное территориальное образование Гагаузия выйдет из состава Республики Молдова в случае ее слияния с Румынией. Депутат Народного собрания Гагаузии Иван Бургуджи назвал вхождение Гагаузии в состав Молдавии в 1994 году «стратегической ошибкой»: «Обещания были очень большими, но почти 20-летний опыт показывает, что руководство этого государства так и не собирается их выполнять. Если это так, то у другой стороны появляется возможность рассмотреть вопрос о возвращении к собственной республике», - говорит Иван Бургуджи.
Сейчас гагаузский вопрос разогревается западными СМИ, которые называют территорию, населённую гагаузами, «точкой стратегического давления» и всячески подчёркивают, что существование пророссийской Гагаузии – препятствие на пути евроинтеграции Молдавии.
Западные эксперты называют Гагаузию «единственным регионом Молдавии, где отсутствует румынское большинство», автоматически переделывая таким образом молдаван в румын. Отсюда делается вывод: Румыния должна подготовиться к «подавлению вооруженных волнений в Гагаузии со всей безжалостностью»; в качестве образца таких действий приводится подавление выступлений против киевского майдана в Одессе. Сайт euromaidsnpress.com прямо рекомендует использовать для умиротворения гагаузов подразделения военнослужащих 650-го десантного батальона и 863-го вертолетного эскадрона румынской армии, дислоцированных в городе Бакэу в 140 километрах от столицы Гагаузии Комрата, 620-й батальон румынского спецназа и спецподразделения румынской жандармерии, расположенные в Бузэу (275 километоров от Комрата).
Всё многообразие возможных форм диалога с Приднестровьем и Гагаузией в Кишинёве и Киеве сводят к языку силы, потому что «интегрировать» Молдавию и Украину в евроатлантическое пространство можно не иначе как подавив тех, кто не желает, чтобы их судьбой распоряжались помимо их воли. Для этого и закладываются сейчас основания нового конфликта на Днестре. Давление на Гагаузию, действия по размораживанию приднестровского конфликта и война киевского режима на Донбассе суть звенья одной цепи.