Самой обсуждаемой темой на Украине вдруг стала не война и не экономическая разруха, а конфликт президента и руководителя Службы безопасности Украины. Кто-то уже называет эту стычку конфликтом резидентуры ЦРУ и посольства США в Киеве, намекая на тех, кто двигает двумя столкнувшимися фигурами на покорёженной украинской шахматной доске. Крепкая, казалось бы, спайка Порошенко и Наливайченко распалась. Президент, как бульдозер, выдавил шефа СБУ с его места.
Для сохранения хорошей мины при плохой игре шахматная партия была перенесена в стены Верховной рады, где блок Порошенко дружно поддержал инициативу президента. 18 июня Верховная рада поставила точку в этом споре и большинством голосов, хотя и не без труда, депутаты лишили Наливайченко его поста, предложив ради приличия заняться внешней разведкой. Наливайченко предложение не принял, и теперь конфликт, вынесенный в публичную сферу, обрастает мнениями и версиями.
Одной из наиболее смелых стала версия, выдвинутая перебежчиками украинских спецслужб Алексеем и Юрием Мирошниченко, о готовящейся смене украинского руководства, которую инспирировали американцы. По этой версии имеет место не только внутриукраинский, но и внутриамериканский конфликт по линии ЦРУ – Государственный департамент. Хотя надо заметить, назначение Наливайченко на оставленный ныне им пост было одобрено в США задолго до одобрения там же кандидатуры Порошенко как президента.
Версия столкновения американских ведомств и подведомственных им фигур в контексте общей украинской ситуации выглядит достаточно правдоподобной. Уже очевидно, что выиграть войну за Донбасс Киев не в состоянии, общество открыто выражает недовольство падением уровня жизни, и на этом фоне вместо политического единства нации, о котором вещает телевизор, публика наблюдает грызню политических группировок, частью которой и стал конфликт Порошенко - Наливайченко.
Поводом к конфликту послужил мощнейший пожар на нефтебазе в Василькове под Киевом. На этот раз глава СБУ не стал искать следы российских диверсантов, а обвинил в причастности к пожару и махинациях бывшего заместителя генпрокурора Украины Анатолия Даниленко. Причем сделал это, как сразу отметили наблюдатели, на телеканале 1+1, который принадлежит Коломойскому.
Результат: Наливайченко, который уже был готов к поездке за океан для выступления в Конгрессе США, вызвали на допрос в Генпрокуратуру, куда он явился с бойцами спецподразделения арестовывать Даниленко. В обществе, которое уже второй год воспитывается силой и страхом, такой подход оценили. В глазах украинского обывателя «крутой парень» Наливайченко сразу стал запоминающейся фигурой.
Одним из возможных и даже ожидаемых продолжений нынешнего кризиса власти может стать выдвижение Наливайченко кандидатом в президенты, о досрочных выборах которого сейчас говорят уже не только в стенах Верховной рады.
Именно Наливайченко, а не Тимошенко, не Яценюк и тем более не заполошный Ляшко превращается в «перспективную» фигуру, с помощью которой американцы могут попытаться выйти из затянувшегося украинского кошмара с выгодой для себя.
Внезапное выдвижение Наливайченко на политическую авансцену отвечает всем политтехнологическим требованиям. Он невероятно удачно выстрелил компроматом среди клубов дыма от горящей нефтебазы в тот именно момент, когда общество ждало разоблачений и требовало назвать виновных.
Наливайченко виновного назвал и тут же стал гонимым. За что? За борьбу с разгильдяйством и коррупцией! Спектакль в целом удался, и теперь Наливайченко заявил, что уходит в политику. Уходит как человек, подвергшийся гонениям. Причём уходит он со своего поста не с пустыми руками. В его распоряжении чемоданы компромата и профессиональное умение этот компромат применять. И применять его, надо думать, сможет теперь не только политик Наливайченко, но и его покровитель Фирташ.
Здесь надо сказать, что на самом деле этот конфликт начался немного раньше и затронул ряд сотрудников подразделения СБУ по борьбе с коррупцией, об увольнении которых объявил Наливайченко. Это подчиненные Юрия Артюхова - начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления СБУ и одновременно человека Порошенко.
Артюхов тоже пережил в эти дни удар. 8 июня его публично обвинили в крышевании контрабанды углем в зоне АТО. Это заявила член Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной рады Татьяна Черновол, после чего по Киеву поползли слухи о «фактах контрабандного беспредела СБУ в зоне АТО», к которым имел отношение Артюхов. Ему тут же припомнили кличку «Мерседес», данную в киевском управлении СБУ за торговлю автомашинами и дружбу с сыном Януковича. Артюхов тесно связан с главой администрации президента Украины Борисом Ложкиным (злые языки называют его «кошельком Ложкина» и уверяют, что процент с крышевания блокпостов в зоне АТО идет через Артюхова прямо в администрацию президента).
Временно исполняющим обязанности главы СБУ стал Василий Грицак, бывший шофёр хозотдела УКГБ УССР по Ровенской области, ставший главой контрразведки и Антитеррористического центра СБУ. Никаких серьёзных изменений в деятельности службы не ожидается. Предстоящая смена начальников областных управлений лишь добавит нервозности и беспорядка.
Что касается Наливайченко, то он моментально освоился с образом гонимого борца с коррупцией и получил сильную стартовую позицию в начале своей политической карьеры перед местными выборами в октябре. Он пал, но и тут же взлетел. Порошенко добился тактического преимущества, однако партия на украинской шахматной доске продолжается и проходит в условиях дальнейшего дробления уже давно не единой правящей группировки.