Чем занимается ОБСЕ на постсоветском пространстве?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Дипломатические представительства и миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в постсоветских странах в последние месяцы регулярно оказываются в центре общественного внимания. Информационные поводы, по которым это происходит, чем дальше, тем больше становятся скандальными. Деятельность ОБСЕ всё чаще выглядит далёкой от официальных целей этой организации.

Так, в минувшее воскресенье несколько сотен жителей Луганска блокировали штаб-квартиру миссии ОБСЕ, протестуя против её предвзятости, в том числе нежелания должным образом реагировать на обстрелы со стороны украинских военных, регулярно нарушающих минские соглашения.

Формально ОБСЕ служит механизмом для урегулирования ряда постсоветских конфликтов, в частности нагорно-карабахского. Офисы организации расположены в Ереване и (до недавнего времени) в Баку. В минувшем июне пресс-служба ОБСЕ сообщила о принятом правительством Азербайджана решении отозвать свою подпись под меморандумом о взаимопонимании с ОБСЕ о порядке функционирования офиса этой организации в Баку. Власти страны потребовали закрыть офис в течение месяца.

Постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин заявил, что данное решение было принято Баку в ответ на отказ ОБСЕ продлить контракт с руководителем своего офиса в Баку, французским дипломатом Алексисом Шахтахтинским. «Он работал по тем приоритетам, которые определяло правительство Азербайджана, и не занимался разработкой и укреплением оппозиции. За это он и пострадал», – сказал Келин.

Азербайджанские официальные лица объяснили увольнение Шахтахтинского давлением со стороны США.

Конечно, практические последствия решения Баку о прекращении действия меморандума, определяющего статус координатора проектов ОБСЕ в Азербайджане, переоценивать не стоит. Скорее всего, мы имеем дело с элементами политического торга, включающего, помимо «демократической» риторики, гораздо более важные для европейцев вопросы энергетики, а также волнующую Баку карабахскую проблематику. Однако июньский демарш Баку в отношении ОБСЕ приобретает символическое значение и свидетельствует о недовольстве деятельностью организации, по крайней мере, со стороны части местных элит. Основная причина недовольства – сфокусированность локальных офисов ОБСЕ на мониторинге внутриполитической ситуации в ущерб развитию межправительственных отношений в области обеспечения безопасности.

Попытки Вашингтона полностью подчинить себе различные международные институты, начиная со спортивных, гуманитарных и заканчивая дипломатическими, предпринимаются давно и носят системный характер. Что касается ОБСЕ, то эти попытки влекут за собой падение её престижа. Из независимого арбитра она превращается в инструмент продвижения интересов США на постсоветском пространстве. Это в полной мере проявилось в ходе «крымской весны» 2014 года, когда пресечение доступа на территорию автономии группы лиц, прикрывавшихся удостоверениями «наблюдателей ОБСЕ», помогло избежать провокаций. А в период боевых действий против Донецка и Луганска весной и летом прошлого года господа из ОБСЕ то и дело выступали с невнятными докладами, которые по большей части говорили об одном – о  симпатиях к киевскому режиму.

Работа мониторинговой миссии ОБСЕ, не предпринимающей должных усилий для мирного разрешения кризиса на Донбассе, уже давно утратила даже видимость объективности. Об этом говорят отказ от наблюдения за выборами в ДНР и ЛНР в ноябре 2014 года; расплывчатые трактовки вопиющих нарушений прав человека в зоне так называемой АТО; случаи отказа от наблюдения за отводом украинской стороной тяжёлого вооружения в соответствии с минскими договоренностями. Всё это превращает ОБСЕ из фактора снижения напряжённости вдоль линии соприкосновения в нечто прямо противоположное.

Действовать подобным образом для ОБСЕ не впервой. Так, она оставила недобрую память о себе в Южной Осетии своим попустительством грузинскому вторжению. Препятствуя проведению оборонительных мероприятий по защите Цхинвала и других населенных пунктов РЮО, наблюдатели миссии закрывали глаза на захваты господствующих высот грузинскими вооруженными формированиями, стягивание ими тяжелой техники в зону конфликта, политику государственного террора против Южной Осетии и т. д. «ОБСЕ регулярно проводило так называемый мониторинг, целью которого был вывод из зоны конфликта вооружений (даже оборонительных) осетинской стороны и ее практически полное разоружение и создание односторонних преимуществ для стороны грузинской. К тому же, располагая инсайдерской информацией о готовящемся военном преступлении, представители ОБСЕ за три часа до атаки Цхинвала реактивной артиллерией совершили не менее тяжкое преступление, трусливо покинув город», – напоминает политолог Геннадий Кокоев. Как это всё знакомо…

Кстати, деятельность ОБСЕ на территории признанных Россией в качестве независимых государств Южной Осетии и Абхазии с 2009 года не осуществляется, на что, как мы понимаем, есть серьёзные причины. В 2013 году в Приднестровье рядом с российскими складами боеприпасов были задержаны офицеры миссии ОБСЕ с пропиской в Великобритании и Польше. Как выяснилось, эти же самые лазутчики работали в составе миссии ОБСЕ в Южной Осетии перед нападением на Цхинвал войск Михаила Саакашвили. В обоих случаях они занимались привычным для них делом –  шпионажем.

Бывший депутат бундестага, статс-секретарь Министерства обороны Германии и вице-президент ОБСЕ Вилли Виммер в недавнем интервью заявил, что в прошлые годы «американцы сделали всё от них зависящее, чтобы предотвратить создание в азиатской части континента организации по типу СБСЕ, так как эта форма международного сотрудничества противоречила американским интересам. И огромная заслуга Н. Назарбаева в том, что такая организация всё-таки воплотилась в жизнь в виде Шанхайской группы сотрудничества… Югославский конфликт обнаружил некоторые моменты, вынуждающие меня сегодня быть чрезвычайно осторожным, заводя разговор о миссии ОБСЕ в связи с Украиной. Тогда наблюдатели в Косово находились под командованием американца, и внутренняя практика ОБСЕ показывает, что если миссией руководят американцы – не важно, что регистрируют наблюдатели. Публиковаться будет только та информация, которая будет полезна для целей американцев. Это означает, что мы в Югославии – немецкие военные, представители нашего посольства – сообщали совершенно объективную информацию. Но то, что было написано в отчётах ОБСЕ под влиянием американцев, было совершенно противоположной информацией, и она дала Фишеру, Шрёдеру и Шарпингу основания для начала войны. То есть в ОБСЕ установившаяся практика расходится с реальностью, и мы знаем, что наблюдатели из предыдущих миссий не раз использовались в разведывательных целях, и это может произойти и на Украине…».

Обеспечение коллективной безопасности в Евразии не может быть доверено проамериканской по своей сути организации, имеющей к тому же сомнительную правовую субъектность. Создание механизмов, альтернативных ОБСЕ, может показаться делом долгим и трудоёмким, но задуматься об этом и начать продвигаться к этому необходимо уже сейчас.