Стремление Германии играть решающую роль в финансово-экономических делах не только Греции, но и других государств еврозоны прямо связано с интересами крупного немецкого капитала, успешно использующего обстановку европейского долгового кризиса для наращивания своих активов за рубежом. На это в своё время обращала внимание Еврокомиссия, которая в некоторых вопросах противостоит давлению Берлина.
Еще в ноябре 2013 года Еврокомиссия опубликовала доклад, в котором официально поставила Германию «под постоянное наблюдение». В докладе отмечалось наличие у ФРГ «подозрительно высокого» уровня торгового профицита. В сентябре 2013 года этот показатель достиг рекордного уровня в 18,9 млрд евро. По данным Еврокомиссии, такой результат был достигнут за счет искусственного увеличения экспорта в условиях осложнения экономических проблем основных торговых партнёров Германии - стран Центральной и Восточной Европы. Подобная политика вела к дальнейшей разбалансировке экономики Европы.
В Германии доклад Еврокомиссии встретили тогда в штыки. Правительственный советник по экономическим вопросам Волькер Виланд объяснил торговые успехи своей страны «результатом действия рынка», а его коллега Ларс Фельд даже пустился в рассуждения об «удачном заклинании», которым якобы владеет правительство Ангелы Меркель.
Экономическая политика Берлина в отношении других стран еврозоны приобретает всё более агрессивный характер. Кризис в одной только Греции принес Германии свыше 100 млрд евро – такие цифры приводятся в докладе Института экономических исследований (IWH) из города Галле (ФРГ). Доклад датирован августом текущего года, то есть он появился уже после беспрецедентного вмешательства германского министра финансов в переговоры Афин с «тройкой» кредиторов.
Начиная с 2010 года, немецкие власти сэкономили около 100 млрд евро, или более 3% ВВП благодаря снижению затрат по займам, так как инвесторы на фоне нестабильности в еврозоне искали укрытие для своих сбережений в немецких облигациях, толкая вниз процентные ставки по ним. Эксперты подсчитали, что эта сумма превосходит долю Германии в пакетах помощи Греции, составляющую примерно 90 млрд евро (средства, перечисленные напрямую, через МВФ и через Европейский стабилизационный механизм).
В те периоды, когда греческий кризис достигал пика и начинались разговоры о неминуемом выходе Греции из еврозоны, отмечается в докладе IWH, доходность государственных облигаций Германии снижалась от 20 до 30 базисных пунктов в день. Как только кризис проходил и разговоры о возвращении драхмы стихали, доходность немецких гособлигаций повышалась. Эксперты даже подсчитали, что если ситуация вокруг Греции успокоится, то Германия всё равно останется в выигрыше, потому что срок выплаты по средне- и долгосрочным облигациям ещё не наступил. По данным аналитиков IWH, Германия максимально использовала и продолжает использовать греческий кризис в своих интересах, далеко опережая в этом отношении, скажем, Нидерланды и Францию.
Берлин усиливает давление на правительство Ципраса и шантажирует остальную Европу крахом греческой экономики, который последует в случае, если пойти на уступки Афинам. Примером того, как в Берлине относятся к нынешним властям Греции, может служить тон комментария радиостанции Deutsche Welle: «Алексис Ципрас войдет в историю как очередной глава греческого правительства, который на своем посту оказался абсолютно несостоятельным и в итоге даже хуже, чем его предшественники. Если сейчас не произойдет чуда, Греция погрузится в хаос и дефолт. Грекам следует как можно скорее избавиться от Ципраса и его правительства»…
Давление Германии на греческое правительство приняло уже такие масштабы, что стало вызывать опасения не только у её партнеров по ЕС, но и у США. На этой почве укрепилась смычка Вашингтона и Парижа, которые независимо друг от друга пришли к выводу об угрозе «германизации» руководящих органов и решений Евросоюза. При этом французские власти все более следуют концепциям Пола Кругмана и Кеннета Рогоффа. Эти американские экономисты считают, что Германия должна взять на себя основное бремя в решении долговых проблем в еврозоне, в том числе посредством выпуска еврооблигаций для обеспечения долгов Греции, а также Ирландии, Испании и Португалии, оплачиваемых налогоплательщиками всей Европы. Как указывает Кеннет Рогофф, «учитывая массовый финансовый кризис, европейскую долговую проблему должны были диагностировать как проблему неплатежеспособности с самого начала и вылечить реструктуризацией долгов и прощением, с помощью умеренно повышенной инфляции и структурных реформ». При этом в Греции «должно было быть больше быстрых долговых списаний», а для рекапитализации германских банков следует использовать средства самих же немецких налогоплательщиков.
Аналитики компании IceСap Asset management также не сомневаются, что Греция никогда не сможет расплатиться со всеми своими долгами, которые с учётом новой программы помощи приблизились к 400 млрд евро. По их мнению, после последних событий (банковских каникул и ограничений на движения капитала) греческая экономика выглядит слабее, чем когда-либо.
Не исключено, что компромисс по Греции, достигнутый в июле между Францией и Германией, станет в отношениях Парижа и Берлина последним. Франсуа Олланд категорически против инициированных министром Шойбле дискуссий относительно временного исключения Греции из еврозоны. «Не может быть никакого временного Grexit. Grexit или есть, или нет, Греция или находится в еврозоне, или не находится в еврозоне», - заявил французский президент. При этом и Париж, и Берлин уже успели заручиться поддержкой. Францию в её противостоянии с Германией поддержали не только страны Средиземноморья, но и Нидерланды, а также, что весьма показательно, Австрия. Австрийский канцлер Вернер Файман назвал предложение Германии грекам «унизительным». Кроме того, по его словам, в случае, если бы временное исключение Греции из еврозоны состоялось, «многие страны начали бы уходить и возвращаться, говоря «дайте нам отдохнуть от единой валюты», а это разрушит дух еврозоны».
Со своей стороны позицию Берлина поддержали Финляндия и Словакия. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил: «Лучше всего, если бы греки покинули еврозону самостоятельно, сделали домашнюю работу и затем попытались вернуться».
Вопрос о дальнейших шагах ЕС в отношении Греции может встать уже в самое ближайшее время. Еврогруппа предварительно одобрила запуск третьей программы помощи для Греции, но согласованный с кредиторами и поддержанный греческим парламентом пакет финансовой помощи требует одобрения государств еврозоны. Будет ли оно получено? На случай возникновения новых противоречий ЕС рассматривает возможность предоставления Греции бридж-кредита (промежуточного кредита) в 6 млрд евро на срок до трёх месяцев. По информации немецкой газеты Bild, этот шаг министры финансов стран еврозоны припасли в качестве альтернативы третьего пакета финансовой помощи Афинам в 85 млрд евро.
Дискуссии по Греции накладываются на общую негативную ситуацию в Евросоюзе. Действующая в зоне евро программа количественного смягчения особых успехов не принесла. Такой вывод следует, в частности, из протокола последнего заседания ЕЦБ, охарактеризовавшего темпы восстановления экономики еврозоны как «разочаровывающие».
Тем не менее Германия категорически отказывается смягчать свою позицию. В интервью немецкому телеканалу ZDF 16 августа канцлер Меркель в очередной раз отвергла возможность списания греческого долга. При этом Берлин настаивает, чтобы к спасению Греции подключился МВФ, а тот выступает как раз за списание части долга и считает, что без этого Греция с кризисом не справится. «Я по-прежнему твердо убеждена в том, что долг Греции потерял устойчивость, и страна не сможет стабилизировать его сама. Европейские партнеры Греции должны предпринять шаги по облегчению долгового бремени Афин», - говорит директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.
Противостояние в рядах ЕС по греческому вопросу продолжается.