Для чего Соединённым Штатам нужен новый формат ООН?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

70-летие создания Организации Объединённых Наций в США решили отметить массированной критикой ООН с обвинениями её в неэффективности и злоупотреблениях. Обычно подобные кампании Вашингтон предпринимает в порядке информационной подготовки планируемых администрацией США серьёзных акций на международной арене. На этот раз речь идёт о попытке лишить права вето в Совете Безопасности ООН Россию.

* * *

Идея создания ООН впервые была обсуждена лидерами Великобритании, СССР и США во время Тегеранской конференции 1943 г. по инициативе Ф.Рузвельта. В Тегеране лидеры «Большой тройки» лишь предварительно очертили цели, задачи и структуру будущей организации. Окончательное решение о создании ООН было принято на Ялтинской конференции по результатам работы американо-британо-китайско-советской конференции в особняке «Думбартон-Оукс» в Вашингтоне, проходившей в сентябре-октябре 1944 г. Там же были назначены дата и место проведения конференции по созданию Организации Объединённых Наций – 25 апреля 1945 г., Сан-Франциско.

Неожиданная смерть Ф.Рузвельта за 13 дней до начала работы конференции могла сорвать не только открытие мероприятия, но и само создание ООН. Однако преемник Рузвельта Г.Трумэн решил воплотить в жизнь идею своего предшественника, и в назначенный день 3500 представителей 50 государств (включая делегации входивших в СССР Украины и Белоруссии) открыли первое заседание конференции.

Работа по созданию Устава ООН продлилась ровно два месяца, 25 апреля 1945 г. Устав был единогласно принят, а днём позже подписан представителями всех стран, участвовавших в конференции.

Самые серьёзные разногласия при разработке Устава возникли по вопросу права вето, на котором настаивали инициаторы создания Организации и постоянные члены Совета Безопасности ООН – Великобритания, Китай, Советский Союз, США и Франция. Многие небольшие государства высказывали опасения, что великие державы таким образом смогут диктовать им свою волю при принятии важных решений. Однако ради достижения согласия в главном вопросе – создания Организации – возражения были сняты.

Однако вскоре после окончания процесса ратификации и вступления Устава в силу 24 октября 1945 г. начался процесс реформирования ООН, а всё новые и новые предложения по Уставу продолжают поступать и обсуждаться практически ежегодно.

* * *

Документы и структура Организации Объединённых Наций, разрабатывавшиеся во время Второй мировой войны и послевоенные годы, отвечали ситуации тех лет, но, естественно, не могли учитывать изменения, произошедшие в последние десятилетия. За это время на мировой арене появилось немало государств, имеющих значительное политическое и экономическое влияние в мире и претендующих на более существенную роль в ООН.

Проблему удалось частично решить увеличением в 1965 г. числа непостоянных членов Совета Безопасности ООН с 6 до 10. Однако в XXI веке вопрос о расширении этого постоянно действующего органа и увеличении числа постоянных членов СБ встал снова. Дискуссии развернулись вокруг общей численности членов Совбеза, кандидатур новых постоянных членов и права вето для них. Так, одним из условий пополнения состава постоянных членов СБ ООН предлагается предоставлять им право вето не ранее, чем после 15 лет работы в новом статусе. Обсуждается также вопрос увеличения состава Совета Безопасности до 24 членов.

Самые серьёзные споры ведутся вокруг кандидатур новых постоянных членов. Основных претендентов четыре. Это Бразилия, Германия, Индия и Япония, чаще других избираемые в состав непостоянных членов Совета Безопасности. Однако они устраивают далеко не всех, и среди альтернативных кандидатов значатся Аргентина, Египет, Индонезия, Кения, Нигер, Пакистан, ЮАР и Евросоюз. Кроме того, часть стран требует радикального шага - лишить постоянных членов возможности блокировать решения СБ ООН и ликвидировать право вето.

Подобное требование не ново. В той или иной форме оно выдвигалось в годы существования Лиги Наций, но всё это закончилось плачевно: после исключения СССР, за что проголосовали лишь 7 из 15 членов Совета Лиги, три из которых были выбраны за день до голосования, Лига Наций прекратила свою деятельность и спустя 6 лет была распущена. При разработке архитектуры ООН «Большая тройка» учитывала этот горький опыт.

* * *

Нынешняя ситуация с требованием некоторых государств-сателлитов США лишить Россию права вето возникла не на пустом месте. ООН формировалась в условиях многополярного мира и долгие годы соответствовала такому мироустройству. Исчезновение с карты мира СССР и глубокий кризис, охвативший постсоветские страны в 90-е годы прошлого века, привели к тому, что Соединённые Штаты вообразили себя мировым гегемоном. В этих условиях в Вашингтоне стали рассматривать прежнюю архитектуру Организации Объединённых Наций как милый, безобидный, никому не вредящий архаизм, вроде некоторых британских традиций. Однако, после того как экономическая и военная мощь Китая стала сопоставима с американской, а Россия оправилась от болезней 90-х годов, этот «архаизм» вновь обрёл значение, отвечая условиям возрождающегося многополярного мира.

Конечно, элементы доминирования США на мировой арене сохраняются. Как пишет профессор Школы международных исследований Йозефа Корбела при Университете Денвера (штат Колорадо) Джонатан Эйдельман, европейские державы по-прежнему остаются в плену американского влияния. И так считает не он один. Вместе с тем, отмечает европейский обозреватель газеты The Washington Post Энн Эпплбаум, «влияние Америки в Европе уменьшается, как и степень вовлеченности США в дела других регионов мира». Это тоже бесспорно. По мнению Э. Эпплбаум, «союзники Америки относятся к воинственности США с таким же подозрением, как и к их нерешительности».

Для США это, безусловно, проблема. Вторая проблема – возрастающая нелюбовь к Америке в мире. «Даже несмотря на то, что США самое мощное в военном отношении государство, многие народы мира больше не хотят его присутствия в своих странах, и Вашингтон мало что может сделать с этим. Чрезвычайно агрессивная военная политика правительства США создаёт новых врагов с угрожающей скоростью. И это только верхушка айсберга», - пишет Майкл Пэйн на портале Nation of Change. «Америка, когда-то наиболее уважаемая нация в мире, теперь стала самым опасным и, по мнению независимых международных организаций… она рассматривается большинством народов как наибольшая угроза для мира во всем мире».

«Угроза для мира во всем мире» - не просто слова. В дополнение к 737 базам США в 38 государствах американские военные в той или степени присутствуют в 171 стране. А самое опасное то, что политика США ведёт к превращению многих из этих стран в так называемые несостоявшиеся государства. «Национальный совет по разведке (NIC), - пишет профессор из Канады Мишель Чоссудовский, - в докладе «Глобальные тенденции» (декабрь 2012 г.) «прогнозирует», что 15 стран Африки, Азии и Ближнего Востока к 2030 году станут «несостоявшимися государствами» из-за их «потенциала для конфликтов и проблем с окружающей средой». Список стран доклада NIC 2012 года включает в себя Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Чад, Нигер, Нигерию, Мали, Кению, Бурунди, Эфиопию, Руанду, Сомали, Демократическую Республику Конго, Малави, Гаити, Йемен». Чоссудовский утверждает, что «США и их союзники, с 1970 года, осуществляя скрытую поддержку религиозных экстремистских организаций, выделяют средства для дестабилизации светских суверенных национальных государств». Ведь и Пакистан, и Афганистан в 1970-е годы были светскими государствами. «Несостоявшиеся государства югославского или сомалийского типа – не результат внутренних социальных изменений, эта стратегическая цель, реализуемая путём тайных операций и военных действий».

* * *

Силясь удержать доминирующее положение США в мире, Вашингтон сознаёт, что это невозможно без нейтрализации России и КНР в наиболее влиятельной международной организации, какой является ООН. Отсюда попытки изъять из Устава ООН такое ключевое положение, как право вето постоянных членов Совета Безопасности в расчёте на то, что давление на остальных членов СБ ООН позволит автоматически «легализовать» вмешательство США в дела любой страны мира. Структура взаимного сдерживания, разработанная 70 лет назад лидерами «Большой тройки» ради сохранения мира на Земле, Америку больше не устраивает. 

Другие материалы