Америка имеет свойство превращать в шоу все, что связано с привлечением внимания большого количества людей: рекламу, спорт, войну и, конечно же, выборы. Выборы – прежде всего, поскольку от того, как подадут того или иного претендента, зависят деньги. Нередко большие деньги. А в случае президентских выборов – очень большие деньги.
Неудивительно, что даже кандидаты в кандидаты от американских политических партий уже в самом начале президентской избирательной кампании своё объявление об участии в состязании за первое место на политическом Олимпе обставляют как шоу.
У Дональда Трампа немалый опыт шоумена на американском телевидении. Этот успешный бизнесмен, семь лет ведущий на канале NBC реалити-шоу «Ученик знаменитости» (The Apprentice), владеет, по его словам, 8,5 млрд. долл., заработанных на элитном строительстве, и выгоняет из передачи участников своей любимой фразой: «Вы уволены!» Эту фразу он готов выкрикнуть каждому, кто встанет на его пути к должности президента США.
Многие американцы считают экстравагантного Дональда Трампа просто несносным: он не останавливается перед оскорблениями, презирает политкорректность, прямо издевается и над демократической администрацией, и над своими соперниками из Республиканской партии. Он выглядит человеком, которого не волнует, что думают о нём другие, он говорит всё что хочет, кому хочет и когда хочет. Ещё он ярый женоненавистник. При всём этом он за короткое время сумел обогнать по популярности коллег-претендентов на роль единого кандидата в президенты среди членов обеих главных политических партий в США.
С марта по июль рейтинг эксцентричного миллиардера поднялся с 3 до 18 % среди соратников по партии. В середине августа за Трампа в ходе праймериз уже были готовы отдать голоса 24% избирателей-республиканцев, в то время как его основные соперники Джеб Буш, сын и младший брат бывших американских президентов, а также бывший нейрохирург Бен Карсон имели поддержку всего 13% и 9% соответственно. Остальные претенденты едва набирали 8 и менее процентов. А уже в начале сентября речь пошла о 30% у Трампа, 18% у Карсона и всего 8% у Буша. При этом отрыв Дональда Трампа от Хиллари Клинтон, если едиными кандидатами от республиканцев и демократов станут эти двое, составит 5%: 45% у Трампа и 40% голосов избирателей у Клинтон.
* * *
Популярность Дональда Трампа сами американцы объясняют тем, что они не верят традиционным политикам, они по горло сыты пресловутой политкорректностью, они недовольны не только демократической администрацией Обамы, но и республиканским большинством в сенате и палате представителей, они не видят лидера в рядах Республиканской партии. А Трамп «учит других политиков не быть политиками» и уверяет, что на посту президента Америке нужен именно бизнесмен, чтобы вести дела в государстве, как в огромной корпорации. Однако при выдвижении кандидата в президенты боссы партии обычно оценивают не столько его популярность у населения, сколько политическую целесообразность такого выдвижения с точки зрения интересов партийной машины и, разумеется, «хозяев денег».
Несмотря на многочисленные издёвки над «коммунистической наследной монархией» в Северной Корее, две крупнейшие партии США сами всё больше превращаются в своеобразный клуб носителей династической власти: демократы собираются выдвигать кандидатом в президенты жену бывшего президента, республиканцы – младшего брата и сына двух предыдущих президентов. Всеми серьёзными делами в любой партии заправляет узкая группа наиболее влиятельных лиц, которые формируют под себя политическую структуру в штатах. И именно эта группа «наиболее влиятельных» будет принимать окончательное решение по кандидатуре на пост президента. А пока происходят смотрины.
Есть ли претензии у республиканцев к Дональду Трампу? Конечно. Одну из них высказал Джеб Буш, посетовав, что Трамп больший демократ, чем республиканец, поскольку за свою жизнь отвалил демократам больше денег, чем республиканцам. Своей резкостью в адрес иммиграционной политики миллиардер успел поссорить партию с латиноамериканцами, составляющими около 22% населения США. Заострив внимание на бездействии администрации Обамы в борьбе с чернокожими бандами, вызвал недовольство афроамериканцев. Позиция Трампа по ближневосточному урегулированию подпортила республиканцам отношения с Саудовской Аравией.
Выступая за увеличение экспорта из США, Трамп собирается добиться этого типичным приёмом «левых» - увеличением налогов на компании, создающие рабочие места за границей. Он крайне негативно настроен в отношении Китая, считая, что американские рынки слишком сильно завязаны на Поднебесную и на Азию в целом. А многие соратники по партии, недовольные резкостями в свой адрес, считают, что Трамп не имеет представления о функционировании государственного аппарата.
Так что выдвижение Дональда Трампа кандидатом в президенты от Республиканской партии может столкнуться с серьёзным противодействием. В то же время его выдвижение будет означать, что внутри партии уже произошёл раскол, а недовольство келейностью принятия важнейших решений и отсутствием ярких лидеров уже невозможно игнорировать.
* * *
Есть сложности и с формированием команды Дональда Трампа. Его заявления о том, что управлять страной он призовёт своих коллег-миллиардеров, скорее всего, точно такой же предвыборный трюк, как и многое другое, что он говорит.
Среди обещаний Трампа – налаживание отношений с Россией. Он считает, что сумел бы поладить с российским президентом. С чем связана его самоуверенность, понять сложно, но Трамп повторяет своё обещание, видимо, придавая этому особое значение. Во всяком случае его громкие заявления о желании подружиться с Россией отнюдь не вызывают отторжения у американских избирателей. И это показательно.
История выборов в Америке знает немало взлётов и падений фаворитов предвыборной гонки, не говоря уже о претендентах в кандидаты. Поэтому впечатляющий успех Трампа на старте и успех его главных лозунгов «Сделать Америку великой вновь» и «Я миллиардер, меня не купить» не гарантируют, что он станет 45-м президентом США. До первых праймериз, на которых будут спорить кандидаты от республиканцев, ещё почти пять месяцев, а до президентских выборов и вовсе больше года. И всё это время самый яркий шоумен американской политики Дональд Трамп будет твёрдо соблюдать правило: «Шоу должно продолжаться».