Победа Алексиса Ципраса на последних внеочередных парламентских выборах во многих отношениях носит еще более значимый характер, чем успех коалиции СИРИЗА на выборах в январе или даже итоги июльского референдума о взаимоотношениях Греции с кредиторами. Первый приход к власти леворадикалов произошел «от противного» - в условиях разочарования большинства избирателей в демагогии и бессилии былых «столпов» греческой политической сцены в лице политиков «Новой демократии» и ПАСОК. Сейчас этот фактор, казалось, должен был сработать уже против Ципраса, но не сработал.
Главным здесь, безусловно, явились действия самого греческого премьера, рискнувшего вновь обратиться к народу за поддержкой. Как мы помним, прежние правители Греции так и не решились выйти на обещанный референдум об отношениях с Евросоюзом, поддавшись давлению внешних кредиторов. Ципрас же рискнул поставить на кон свой мандат и мандат коалиции, и эта его решимость сыграла важнейшую роль в исходе выборов. Победа 20 сентября – это победа в первую очередь лично Ципраса. «В этой политической азартной игре молодой лидер одержал победу… - прокомментировала турецкая газета Milliyet. - То, что в нынешних условиях разобщенная СИРИЗА получила результат, похожий на январский, — безусловно, успех, который нельзя недооценивать».
Вторым важным моментом, повлиявшим на результаты выборов, стала неспособность оппозиции в лице партии «Новая демократия» предложить избирателям внятную альтернативу политике коалиции СИРИЗА. Можно сказать, что сейчас оппозиция оказалась в той незавидной роли, которую еще пару лет лидеры Евросоюза приписывали самому Ципрасу. Лидеру леворадикальной коалиции удалось за время своего премьерства не только выиграть референдум, но и подписать с внешними кредиторами комплекс соглашений, которые в определенной мере учли и его обещания. В этой ситуации приход к власти правых сил мог лишь сломать наладившееся взаимодействие и сорвать реализацию принятых законопроектов, то есть вверг бы Грецию в очередной кризис. Позволить себе это страна уже не могла.
Напомним, что сегодня Ципрас вынужден разгребать завалы, оставленные его предшественниками. Ведь предусмотренные его соглашением с кредиторами 86 миллиардов евро большей частью пойдут на погашение долгов предыдущих греческих правительств.
С победой Ципраса Греция получила ещё один шанс обрести долгожданную политическую стабильность, которая распространяется в том числе и в отношениях с зарубежными странами. Это особо отметил в своем поздравительном послании «новому-старому» греческому премьеру президент России Владимир Путин, выразивший «надежду на продолжение конструктивного диалога и активной совместной работы по дальнейшему укреплению взаимовыгодного российско-греческого сотрудничества в различных областях, включая торгово-экономическую, энергетическую и гуманитарную».
Важным фактором формирования в Греции новой политической обстановки после выборов 20 сентября стала общая ситуация в Европейском союзе, которая радикально изменилась всего за два месяца - со времени летнего греческого плебисцита. Приток беженцев и мигрантов в страны ЕС все больше обнаруживает слабость Евросоюза, усугубляя прежние и завязывая новые узлы межгосударственных и внутригосударственных противоречий. Если еще в июле в Берлине, Париже или в Еврокомиссии могли пытаться разговаривать с греками на языке ультиматумов, то сегодня там позволить себе это уже не могут. Выслушивать говорящих таким языком больше никто не станет.
В 1980-х годах американский политолог Стэнли Уолт ввел в научно-политический оборот такое понятие, как «теория баланса угроз». В этой теории доказывается, что малые государства при разработке и реализации внешнеполитического курса ориентируются не столько на позицию более сильных соседей, сколько на внешние угрозы. Иными словами, создание союза против внешней угрозы носит определяющий характер по отношению к двусторонним отношениям пусть даже и с более мощным, влиятельным и притом традиционным партнером. В нынешней очень неопределённой, быстро меняющейся конфигурации сил в Европе данное положение справедливо уже не только по отношению к небольшим странам - Греции, Чехии, Словакии, Венгрии, но и по отношению к той же Германии, которая столкнулась с вызовами, способными в какой-то момент превзойти собственные возможности даже этой сильной державы.
Сегодня Евросоюз как наднациональная конструкция и его ведущие страны-члены оказались, по сути, в заложниках у государств Центральной и Восточной Европы, через которые пролегают транзитные маршруты сотен тысяч беженцев и куда старая Европа вытесняет наиболее острые противоречия, рождённые миграционным кризисом. И неудивительно, что греческое общество, измученное политическими кризисами и социально-экономическими проблемами, увидело в происходящем возможность громче заявить о своих правах и интересах. Грекам лишь остаётся надеяться, что в этом рискованном, но сулящем определенные выгоды плавании в бурном европейском море капитан Ципрас сумеет провести свой корабль между всеми рифами.