В Германии быстро растет число граждан, сомневающихся в способности их страны справиться с возрастающим притоком беженцев. Согласно опубликованным 14 октября результатам опроса общественного мнения, проведенного социологическим институтом YouGov, только 32% немцев согласны с утверждением канцлера Ангелы Меркель, самонадеянно заявившей: «Мы справимся». Зато 64% опрошенных придерживаются противоположного мнения, и разделяют его сторонники всех парламентских партий - социал-демократов (СДПГ), Христианско-демократического союза (ХДС), баварского Христианско-социального союза (ХСС), Левой партии. Фактически в этом вопросе в Германии сложился надпартийный консенсус. Меньше всего несогласных с Меркель в данном вопросе среди сторонников «зеленых», но и здесь они в большинстве – 51%.
По результатам исследования YouGov, 56% респондентов считают, что беженцев в Германии в настоящее время находится слишком много (в сентябре давших такой ответ было 46%). Только 19% опрошенных считают, что Германия в состоянии принять еще больше беженцев (в сентябре таких «оптимистов» было 28%).
До рекордно низкого уровня с момента последних выборов в 2013 году упал рейтинг ХДС – партии Ангелы Меркель. Данные центров изучения общественного мнения Forsa и INSA свидетельствуют, что совокупный рейтинг ХДС/ХСС снизился до 38%, что на 3,5 % ниже показателей во время выборов. Основной причиной потери их популярности среди граждан стал их подход к обострившейся проблеме с беженцами.
Падает и личный рейтинг канцлера. Как сообщило 2 октября издание The Local, только за сентябрь рейтинг популярности Меркель упал на 9 пунктов – до 54%. Падение за прошедший месяц составило пять пунктов. В то же время растет популярность политиков, критикующих подход канцлера к вопросу о беженцах. Так, рейтинг баварского премьера Хорста Зеехофера поднялся на 11 пунктов – до 39%.
Как известно, Ангела Меркель намерена на всеобщих парламентских выборах 2017 года переизбраться на четвертый срок. Еще летом она согласовала с руководством партии ХДС, председателем которой является с апреля 2000 года, детали избирательной кампании. Однако новые тенденции во внутриполитической жизни Германии при условии их дальнейшего развития способны поколебать не только позиции Меркель, но и некоторых других представителей германской политической элиты. Ведь к обострению обстановки в стране, вызванной притоком беженцев, добавляется недовольство промышленных кругов участием Берлина в санкциях против РФ, в результате чего предприниматели несут крупные убытки от разрушения связей с российскими партнерами.
***
Тем временем в Германии набирают силу новые партии и движения. Результаты опросов Forsa и INSA показывают, что партия евроскептиков "Альтернатива для Германии" (АДГ), проводя линию, направленную на ограничение притока в страну беженцев, расширяет сферу своего влияния. Рейтинг АДГ в последнее время поднялся до 7%.
Растет и авторитет общественного движения PEGIDA («Европейцы-патриоты против исламизации Запада»), которое выступает за ужесточение иммиграционного законодательства. Либеральные СМИ и политики продолжают обвинять PEGIDA в расизме, ксенофобии и едва ли не в нацизме. Очень характерен в этом отношении свежий комментарий Deutsche Welle: «Pegida хочет построить другую Германию. Германию, которая плюет на демократию и права человека и упивается музыкой марширующих сапог… Коричневый подтекст выражает ровно то, что мы из изумления и негодования не хотим расслышать. На улицах Дрездена ищут козла отпущения: на сей раз во всем виноваты беженцы, 80 лет назад это были евреи».
Однако такие запальчивые оценки грешат крайней тенденциозностью. Та же PEGIDA ратует как раз за помощь беженцам поневоле, жертвам развязанных Соединёнными Штатами и их союзниками войн и переворотов на Балканах, Ближнем Востоке и в Северной Африке. Не слышно возражений на этот счет и со стороны АДГ. Но совершенно иное – мусульмане, прибывающие в Европу устанавливать свои порядки.
Федеральное ведомство по охране конституции (немецкая контрразведка) не смогло пока обнаружить среди беженцев радикальных исламистов, но признает, что проживающие в ФРГ салафиты (сторонники радикального ислама), выдавая себя за представителей благотворительных организаций и волонтеров, «целенаправленно устанавливают контакты и приглашают беженцев на соответствующие мероприятия в мечетях с целью их вербовки».
В центрах и лагерях по приему мигрантов складывается особая обстановка. «Сунниты сталкиваются с шиитами… Женщин вынуждают полностью закрываться. Исламисты хотят установить в лагерях свои нормы», — рассказал газете Passauer Neuen Presse руководитель Немецкого профсоюза полиции Райнер Вендт. По его словам, активисты-исламисты широко преследуют христиан.
Министр внутренних дел Томас де Мезьер на днях вынужден был отметить: «Еще перед началом лета беженцы были благодарны за то, что они находятся тут. Теперь же многие беженцы думают, что они сами могут ехать куда захотят. Они покидают административные учреждения, заказывают такси и, к моему удивлению, располагают деньгами, чтобы проехать сотни километров по Германии». Глава МВД отметил также, что беженцы устраивают акции протеста и драки из-за того, что им не нравятся условия в лагерях.
Выступая с правительственным заявлением в бундестаге 15 октября, в день открытия саммита ЕС, посвященного проблеме беженцев, Меркель попыталась переложить ответственность на Брюссель. Нужно найти «общеевропейскую линию» по решению проблемы беженцев, сотрудничать с Турцией, укрепить внешние границы ЕС, ускорить процедуру высылки тех, кто не имеет права на получение убежища. В тот же день бундестаг одобрил законопроект об ужесточении условий предоставления убежища в Германии. Мера разумная, но не опоздала ли она?! Ведь ящик Пандоры уже давно открыт настежь.