Действия России в Сирии – единственная альтернатива всеобщей дестабилизации Ближнего Востока

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Операции российских Воздушно-космических сил (ВКС) и кораблей флота по поддержке сирийской правительственной армии в борьбе против террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), начатые 30 сентября 2015 г., за неполные три недели принесли ощутимые результаты: уничтожены командные пункты, лагеря по подготовке боевиков, склады вооружений, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, артиллерийских установок, несколько сот боевиков, в том числе два полевых командира из состава группировки «Фронт Нусра», союзника ИГ. Сирийская армия при поддержке российских ВКС начала наступательные операции, освободив от боевиков ИГ ряд населенных пунктов в районах городов Хомс, Хама, Латакия, Дейр аз-Зор, Идлиб, Алеппо. 

При этом боевые действия ВКС по подавлению ИГ не являются самоцелью. Ликвидация такого злокачественного образования, как «Исламское государство», и других экстремистских группировок имеет целью, как неоднократно заявляла Москва, подготовить условия для начала процесса политического урегулирования сирийского кризиса и в более широком плане – для стабилизации обстановки на Ближнем Востоке. 

Террористические группировки, выступающие под знаменем ислама, угрожают безопасности и территориальной целостности не только Сирии, но и Ирака, Иордании, Ливана, Египта, а также Саудовской Аравии, Турции, Израиля. Лидеры «Исламского государства» прямо заявляют о своем намерении создать «халифат» на территориях указанных государств, стран Центральной Азии, а заодно «освободить» Северный Кавказ, Татарстан, Поволжье, юг России. 

При этом бомбардировки позиций ИГ, проводившиеся с сентября 2014 г. коалицией государств во главе с Соединёнными Штатами, ничего не дали. Даже напротив: «странная война» сколоченной американцами коалиции позволила «Исламскому государству» успешно развернуть военно-террористическую экспансию и поставить под свой контроль новые территории. 

В результате подавление агрессии «воинов джихада» и недопущение расползания террористической угрозы стало той задачей, выполнение которой взяли на себя российские Воздушно-космические силы. Решение этой задачи является ключевым фактором, способным привести к политическому урегулированию ближневосточных конфликтов. Перспективу такого урегулирования приближают встречи и переговоры, проводившиеся президентом РФ В.Путиным и министром иностранных дел РФ С.Лавровым с министром обороны Королевства Саудовская Аравия (КСА) и премьер-министром Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), визит спикера Государственной Думы РФ В.Матвиенко в Иорданское Хашимитское Королевство и переговоры с королем Абдаллой. Визит в Москву премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в начале октября и его переговоры с президентом В.Путиным также способствовали более ясному пониманию целей и задач России в сирийском конфликте. 

Можно констатировать, что начало российской военной операции в Сирии оздоровило международную обстановку на Ближнем Востоке:обнажило подлинные цели и намерения всех участников сирийской драмы, привело к поляризации сил, заинтересованных в том или ином варианте выхода из сирийского кризиса. 

Страны, заинтересованные в восстановлении стабильности в регионе, вынужденные постоянно отражать удары террористов, поддержали действия России. Это Сирия, Ирак, Иран, Египет, национально-патриотические силы Ливана и Иордании. Что же касается тех, кто выступает с критикой и осуждением действий России, кто вмешивается во внутренние дела в Сирии отнюдь не в интересах умиротворения истерзанной войной страны, то они объективно смыкаются с ИГ и подобными ему радикально-исламистскими группировками. 

В некоторых случаях это происходит в силу конфессионально узкой трактовки природы конфликтов на Ближнем Востоке. Так, Эр-Рияду поддержка в Сирии радикальных суннитских сил, добивающихся свержения правительства Асада, представляется отвечающей интересам Саудовской Аравии в её противостоянии «шиитской экспансии Ирана». Однако усиление радикальных суннитских группировок, и прежде всего «Исламского государства», открыто угрожающего «войти в Мекку и Медину», уже становится угрозой самому существованию государства Саудитов. 

В Анкаре также полагают, что поддержка в Сирии антиправительственных суннитских группировок и смена «алавитского режима» в Дамаске усилит региональные позиции Турции, в том числе в борьбе за лидерство с Ираном, и будет способствовать торжеству доктрины «неоосманизма» в плане аннексии части сирийской территории (бывший Александретский санджак), на которую претендует Турция. Не хотят турецкие власти лишаться и выгод от неофициального «бизнеса» с нефтью захваченных «Исламским государством» нефтяных месторождений в Сирии и Ираке. Однако и здесь проявляется недооценка угроз, возникающих уже для самой Турции. В числе таких угроз – возможность серьезной дестабилизации в пограничных с Сирией районах Турции, наводненных сирийскими беженцами, среди которых немало джихадистов и криминального элемента. Другая угроза заключается в том, что по мере вмешательства Турции в сирийские дела на стороне противников Башара Асада нарастает внутренний протест против политики турецких властей как в отношении сирийского кризиса, так и в отношении вечно больного для Турции курдского вопроса.

Действия России в Сирии, включающие операцию Воздушно-космических сил РФ, предложения по созданию широкого международного фронта борьбы с террористической угрозой и интенсивную дипломатию Москвы на ближневосточном направлении, являются реальной программой выхода из кризиса и единственной альтернативой всеобщей дестабилизации Ближнего Востока.