Операции российских Воздушно-космических сил (ВКС) и кораблей флота по поддержке сирийской правительственной армии в борьбе против террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), начатые 30 сентября 2015 г., за неполные три недели принесли ощутимые результаты: уничтожены командные пункты, лагеря по подготовке боевиков, склады вооружений, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, артиллерийских установок, несколько сот боевиков, в том числе два полевых командира из состава группировки «Фронт Нусра», союзника ИГ. Сирийская армия при поддержке российских ВКС начала наступательные операции, освободив от боевиков ИГ ряд населенных пунктов в районах городов Хомс, Хама, Латакия, Дейр аз-Зор, Идлиб, Алеппо.
При этом боевые действия ВКС по подавлению ИГ не являются самоцелью. Ликвидация такого злокачественного образования, как «Исламское государство», и других экстремистских группировок имеет целью, как неоднократно заявляла Москва, подготовить условия для начала процесса политического урегулирования сирийского кризиса и в более широком плане – для стабилизации обстановки на Ближнем Востоке.
Террористические группировки, выступающие под знаменем ислама, угрожают безопасности и территориальной целостности не только Сирии, но и Ирака, Иордании, Ливана, Египта, а также Саудовской Аравии, Турции, Израиля. Лидеры «Исламского государства» прямо заявляют о своем намерении создать «халифат» на территориях указанных государств, стран Центральной Азии, а заодно «освободить» Северный Кавказ, Татарстан, Поволжье, юг России.
При этом бомбардировки позиций ИГ, проводившиеся с сентября 2014 г. коалицией государств во главе с Соединёнными Штатами, ничего не дали. Даже напротив: «странная война» сколоченной американцами коалиции позволила «Исламскому государству» успешно развернуть военно-террористическую экспансию и поставить под свой контроль новые территории.
В результате подавление агрессии «воинов джихада» и недопущение расползания террористической угрозы стало той задачей, выполнение которой взяли на себя российские Воздушно-космические силы. Решение этой задачи является ключевым фактором, способным привести к политическому урегулированию ближневосточных конфликтов. Перспективу такого урегулирования приближают встречи и переговоры, проводившиеся президентом РФ В.Путиным и министром иностранных дел РФ С.Лавровым с министром обороны Королевства Саудовская Аравия (КСА) и премьер-министром Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), визит спикера Государственной Думы РФ В.Матвиенко в Иорданское Хашимитское Королевство и переговоры с королем Абдаллой. Визит в Москву премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в начале октября и его переговоры с президентом В.Путиным также способствовали более ясному пониманию целей и задач России в сирийском конфликте.
Можно констатировать, что начало российской военной операции в Сирии оздоровило международную обстановку на Ближнем Востоке:обнажило подлинные цели и намерения всех участников сирийской драмы, привело к поляризации сил, заинтересованных в том или ином варианте выхода из сирийского кризиса.
Страны, заинтересованные в восстановлении стабильности в регионе, вынужденные постоянно отражать удары террористов, поддержали действия России. Это Сирия, Ирак, Иран, Египет, национально-патриотические силы Ливана и Иордании. Что же касается тех, кто выступает с критикой и осуждением действий России, кто вмешивается во внутренние дела в Сирии отнюдь не в интересах умиротворения истерзанной войной страны, то они объективно смыкаются с ИГ и подобными ему радикально-исламистскими группировками.
В некоторых случаях это происходит в силу конфессионально узкой трактовки природы конфликтов на Ближнем Востоке. Так, Эр-Рияду поддержка в Сирии радикальных суннитских сил, добивающихся свержения правительства Асада, представляется отвечающей интересам Саудовской Аравии в её противостоянии «шиитской экспансии Ирана». Однако усиление радикальных суннитских группировок, и прежде всего «Исламского государства», открыто угрожающего «войти в Мекку и Медину», уже становится угрозой самому существованию государства Саудитов.
В Анкаре также полагают, что поддержка в Сирии антиправительственных суннитских группировок и смена «алавитского режима» в Дамаске усилит региональные позиции Турции, в том числе в борьбе за лидерство с Ираном, и будет способствовать торжеству доктрины «неоосманизма» в плане аннексии части сирийской территории (бывший Александретский санджак), на которую претендует Турция. Не хотят турецкие власти лишаться и выгод от неофициального «бизнеса» с нефтью захваченных «Исламским государством» нефтяных месторождений в Сирии и Ираке. Однако и здесь проявляется недооценка угроз, возникающих уже для самой Турции. В числе таких угроз – возможность серьезной дестабилизации в пограничных с Сирией районах Турции, наводненных сирийскими беженцами, среди которых немало джихадистов и криминального элемента. Другая угроза заключается в том, что по мере вмешательства Турции в сирийские дела на стороне противников Башара Асада нарастает внутренний протест против политики турецких властей как в отношении сирийского кризиса, так и в отношении вечно больного для Турции курдского вопроса.
Действия России в Сирии, включающие операцию Воздушно-космических сил РФ, предложения по созданию широкого международного фронта борьбы с террористической угрозой и интенсивную дипломатию Москвы на ближневосточном направлении, являются реальной программой выхода из кризиса и единственной альтернативой всеобщей дестабилизации Ближнего Востока.