В конце октября – начале октября в политической жизни Африки произошли важные события.
5 ноября вступил в должность новый президент Объединённой Республики Танзания – страны с 50-миллионным населением на востоке Африки. С момента завоевания независимости в 1961 году (1) власть в стране бессменно принадлежала Партии революции (Чама Ча Мапиндузи), созданной отцом-основателем современной Танзании Джулиусом Ньерере. На сегодняшний день это старейшая правящая партия в Африке, лидер которой всегда избирался президентом республики.
Новым президентом Танзании стал представитель правящей партии, бывший министр труда Джон Магуфули, получивший 58% голосов избирателей. Новому президенту 57 лет, по образованию он химик, доктор химических наук. Всю жизнь считался «крепким хозяйственником»: занимал должности министра труда, сельского хозяйства, жилищного строительства, животноводства и рыболовства…
В последние годы Танзания показывает высокие темпы экономического роста (в 2014 году рост ВВП составил 7,4%). Основой экономики Танзании являются сельское хозяйство и добывающая промышленность. Главные экономические партнёры страны - Китай и Индия, а также Южная Африка и Швейцария. С сожалением приходится констатировать упадок экономических связей между Танзанией и Россией. Отсутствие России на танзанийском рынке тем более бросается в глаза на фоне сравнительно недавней истории - огромного положительного опыта сотрудничества наших стран в период 1966-1990 годов, когда российскими специалистами были проведены поисковые и разведывательные работы на твёрдые полезные ископаемые. Проведенные работы дали отличный результат, показав наличие в недрах Танзании запасов полиметаллических руд, рудного и россыпного золота, месторождений цементного сырья. Золото до сих пор остаётся основой экспортного потенциала страны (хотя разграбление её золотых запасов немцы начали ещё в начале XIX века). В 2010 году в Танзании обнаружены запасы природного газа, разрабатываются новые месторождения никеля и каменного угля…
25 октября состоялись выборы в Республике Кот-д’Ивуар, на которых победил нынешний президент страны Алассан Уаттара. Африканский союз признал эти выборы демократическими, но согласиться с этим трудно. А.Уаттара пришёл к власти на штыках (точнее, бомбах) французской армии, которая свергла законно избранного президента Лорана Гбагбо. На Западе так хотели видеть президентом А.Уаттару, что даже пошли на применение миротворческих сил ООН в Кот-д’Ивуаре, чтобы свергнуть президента Л.Гбагбо. Свои услуги предоставил и Международный уголовный суд (МУС), тут же в спешке, без доказательств выдвинул обвинительный акт против Гбагбо. Спешили, потому что стояла задача обосновать свержение законного президента. С момента ареста президента Гбагбо прошло уже четыре года, судебный процесс должен был начаться в ноябре, но МУС вновь отложил начало суда, так как прокуратуре до сих пор нечего представить в качестве доказательств! Арестовали даже жену Л.Гбагбо, но всё тщетно. Сейчас есть серьёзные опасения за состояние здоровья Л.Гбагбо - в голландской тюрьме Схевенинген знают, как это делать…
Ещё одно событие: 1 ноября Конституционный суд Республики Гвинея утвердил в качестве победителя на президентских выборах нынешнего главу государства Альфа Конде. Тремя неделями ранее он победил в первом же туре выборов, набрав 57,8% голосов избирателей. Занявшие второе и третье места Селу Диалло (31%) и Сидия Туре (6%) отказались признать итоги выборов, но их претензии были отклонены.
Характерным для политической жизни Африки является так называемый синдром третьего срока. Когда-то западные элиты внедрили в конституционное право многих государств под соусом «общепризнанной демократической нормы» положение о запрете одному лицу избираться главой государства более чем на два срока подряд. В ряде случаев внедрением этого положения обусловливалась выдача кредитов. Сейчас во многих государствах Африки приступают к ликвидации этого ограничения. Так, в июле сего года президент Республики Бурунди П.Нкурунзиза выдвинул свою кандидатуру на пост президента на третий срок, и Конституционный суд страны принял юридически обоснованное решение о правомерности такого шага. П.Нкурунзиза победил на выборах, но в мировых СМИ была поднята истерия, в стране начались беспорядки, а 31 октября Барак Обама уведомил Конгресс США о своем намерении исключить Бурунди из списка стран, подпадающих под действие американского закона об экономическом росте и торговых возможностях Африки, по той причине, что «правительство Бурунди не добилось прогресса в плане установления верховенства закона и политического плюрализма».
В то же время референдум в Республике Конго, прошедший 26 октября, «не заметили». Между тем в Конго снято не только конституционное ограничение на количество сроков, но и ограничение предельного возраста президента 70 годами. Нынешнему президенту Дени Сассу-Нгессо 72 года. Впрочем, в отношении него снятие ограничения было чисто формальным: он занимает должность президента уже 31 год - с 1979 года, с перерывом в 1992-1997 гг.
Не вызвало никаких возражений и то, что 30 октября парламент Республики Руанда внёс изменения в Конституцию, в результате чего нынешний президент П.Кагаме также может переизбираться независимо от ограничения сроков. На фоне истерии в отношении Бурунди в Руанде всё прошло тихо.
Аналогичные планы по пересмотру конституционных ограничений на количество сроков избрания одного лица президентом имеются также в Демократической Республике Конго, Того и некоторых других странах. Африка довольно целенаправленно преодолевает навязанные в своё время ограничения на выбор лиц, осуществляющих власть. Что же касается реакции Запада на эти шаги, то она крайне выборочна, в ней ясно видны двойные стандарты.
* * *
…Африканский синдром третьего срока - повод серьёзно задуматься о реальной ценности западной концепции разделения властей, искусственно окружённой ореолом универсальности. На каком-то историческом этапе эта концепция была внедрена западными элитами в правовые системы государств с одной-единственной целью - недопущения преемственной власти как важнейшей предпосылки суверенного правления и осуществления долгосрочных проектов развития. Если и говорить о синдромах, то разделение властей в том виде, в каком оно было когда-то миру навязано, влечёт синдром хронического кризиса управления. В Африке это осознали раньше других…
(1) В 1961 году независимость была завоёвана материковой частью Танзании – Танганьикой. А в 1963 – островной частью Занзибаром. Объединённая Республика Танзания была создана как единое государство в 1964 году.