Бурунди: уран, никель и подготовка интервенции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

9 ноября состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН по ситуации в Республике Бурунди. На заседании, созванном Францией, выступили заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам, верховный комиссар по правам человека, другие высшие функционеры ООН. Для усиления драматизма пригласили даже специального советника Генерального секретаря по предупреждению геноцида…

Развитие событий говорит о подготовке международной интервенции в Бурунди. Всё началось с того, что в мае президент страны Пьер Нкурунзиза объявил о своём намерении баллотироваться на очередных президентских выборах, назначенных на июль сего года. В ответ поднялась истерия. Выдвижение Нкурунзизы было объявлено «нарушением конституции», хотя Конституционный суд Бурунди постановил, что Нкурунзиза может быть вновь кандидатом в президенты. Против логики суда не возразишь: конституция запрещает избрание в третий раз подряд, но только если это было всенародное избрание; первый срок Нкурунзизы, когда он избирался парламентом, не подпадает под данное конституционное положение.

На июльских выборах президент П.Нкурунзиза получил 70% голосов, но это не остановило внешние силы и внутреннюю оппозицию. Любопытно, что международные организации вместо того, чтобы прислать наблюдателей и зафиксировать нарушения на выборах, дружно отказались приезжать вообще! Верный признак того, что все понимали: П.Нкурунзиза действительно пользуется поддержкой населения и выиграет с разгромным счётом.

В мае в Бурунди была предпринята попытка государственного переворота. Власти подавили её, но после этого в Бужумбуре (столица Бурунди) начались массовые беспорядки. Вскоре они вылились в практически еженедельные убийства, прежде всего сторонников оппозиции. Убивали и простых граждан. Все убийства автоматически приписывались правительству, хотя никаких доказательств этого не было. Многие оппозиционеры поняли, что их пускают в расход, и стали спешно покидать страну. Тогда заговорили о «терроре, развязанном властями».

Нынешний этап дестабилизации Бурунди характеризуется повышенным накалом. Особенно опасными выглядят заявления президента соседней с Бурунди Республики Руанда П.Кагаме, который начал комментировать события в угрожающей тональности. К его угрозам следует отнестись в высшей степени серьёзно: то, что совершил Кагаме в Руанде, до сих пор не может получить огласки, т. к. каждый, кто пытается это сделать, рискует быть физически уничтоженным, где бы он ни находился (имеются многочисленные случаи отправки наёмных убийц в самые разные уголки света - от Канады и Швеции до Южной Африки). Особенную остроту возможного вмешательства Руанды в дела Бурунди имеет схожий национальный состав этих стран (хуту и тутси). 

Истерию, поднятую на Западе, поддержало не только приглашение спецсоветника Генсека ООН по геноциду на заседание СБ ООН 9 ноября, но и выступление Международной кризисной группы (International Crisis Group), заявившей, что члены правительства П.Нкурунзизы используют «язык ненависти», который использовался «непосредственно перед геноцидом в Руанде».  Совет Безопасности ООН явным образом подталкивают к решению о применении силы.

В последние недели атака на руководство Бурунди приобрела беспрецедентный характер. После того как была принесена «сакральная жертва», на роль которой определили известного (сделанного известным) «правозащитника», стало ясно, что начинается финальный этап свержения власти.

6 ноября прокурор Международного уголовного суда Ф.Бенсуда сделала заявление, содержащее открытые угрозы властям Бурунди. Не проводя никаких расследований, прокурор МУС встала на сторону оппозиции и сделала попытку запретить президенту страны принимать меры по наведению порядка, заявив, что они будут рассматриваться как международное преступление. Формально предупреждение вынесено «всем сторонам», но текст заявления не оставляет сомнений в том, что это ультиматум П.Нкурунзизе: уйти либо оказаться «вне закона».

А теперь о существе дела. Главная «вина» президента П.Нкурунзизы – его решимость вырвать страну из многовековой отсталости. Оказалось, что проведение политики самостоятельного развития - даже в одной из самых слаборазвитых стран мира - возможно! Однако именно демонстрация такой возможности страшна Западу как системе подавления развития других, «незападных» народов. Преобразования в Бурунди происходят постепенно, но охватывают самые незащищённые слои населения. Отсюда поддержка Пьера Нкурунзизы большинством. Чтобы было понятно: в Бурунди введена бесплатная медицинская помощь роженицам и детям до пяти лет, существует бесплатное начальное образование, построены новые университеты, начали осуществляться инфраструктурные проекты…

Однако главное «преступление» Нкурунзизы – это «неверное» распоряжение залежами полезных ископаемых Бурунди, которые рассматриваются как собственность транснациональных компаний, просто грабящих природные ресурсы региона. Речь идёт не только о Бурунди, но и обо всём районе Великих озёр, прежде всего о Демократической Республике Конго. 

Главное богатство Бурунди – никель. Несмотря на то, что на разработку никелевых месторождений претендовали США, их получила Россия. Вдобавок только что декретом президента П.Нкурунзизы право на разработку урановых месторождений с сопутствующими месторождениями тантала, вольфрама и других полезных ископаемых передано российской компании… И кто-то уже предвещает скорое превращение Бурунди в «африканскую Сирию»…