Виктор Орбан: «Европейцев ожидают мерзкие сюрпризы»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В голландской газете  De Telegraaf 18 ноября появилась небольшая заметка о том, что правительство Нидерландов изучает возможность создания уменьшенного аналога Шенгенской зоны с ограниченным числом стран, разделяющих озабоченность миграционной проблемой. В частности, рассматривается вариант создания безвизовой зоны с единым пограничным контролем, которая будет включать Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Германию и Австрию. 

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте на встрече с журналистами 20 ноября, когда его спросили о планах правительства в отношении Шенгена, от прямого ответа уклонился. Интерес к теме возрос, когда 27 ноября существование шенгенской системы поставил под сомнение председатель еврогруппы Йерун Дейсселблум. Шансы на сохранение шенгенской системы в ее нынешнем виде не слишком высоки, заявил министр финансов Нидерландов в интервью немецкой газете Handelsblatt. «Мы не можем долгое время удерживать наше социальное государство, если приток беженцев будет сохраняться на нынешнем уровне», - подчеркнул Дейсселблум. По его словам, в настоящее время странам ЕС не хватает солидарности и политической воли к справедливому распределению связанной с беженцами нагрузки и более эффективной защите внешних границ.

Если ситуация не изменится, то ряду стран, в частности Нидерландам, ФРГ, Швеции, Австрии и Бельгии, придется создать своего рода «мини-Шенген», предположил далее глава еврогруппы и тут же признал, что это имело бы негативные последствия для всех европейцев.

Хотя деление ЕС на страны первого и второго сорта – прямой путь к дезинтеграции Союза, идея голландцев вскоре получила развитие. Канцлер ФРГ Ангела Меркель инициировала проведение в Брюсселе мини-саммита по мигрантам, в котором приняли участие лидеры стран-членов Евросоюза, не возражающие против приема «политических» беженцев с Ближнего Востока, в первую очередь из Сирии. Мини-саммит был проведен на скорую руку, всего за два часа до переговоров по беженцам с премьером Турции Ахметом Давутоглу и фактически обозначил раскол Европы по самому больному для неё вопросу – по мигрантам.

Обращение за помощью к сотрудничающей с террористами Турции, стоившее  Евросоюзу 3 млрд. евро, возобновление переговоров о вступлении Анкары в ЕС и обещание безвизового режима стране, которую в ЕС отказываются назвать «безопасной», французская газета Le Monde метко сравнила с «хождением в Каноссу». Действительно, трудно представить большее унижение лидеров Европы, чем пресмыкательство перед Эрдоганом, который даже не нашел нужным появиться в Брюсселе, а отправил туда своего премьер-министра. 

Мини-саммит покровителей «политических» беженцев, то есть еще одну группировку в Евросоюзе, в дипломатической среде пока окрестили «коалицией желающих». Думается, это не самое емкое определение тех, кто противопоставил себя остальным членам Союза. Во всяком  случае, чувства единства после мини-саммита у европейцев не прибавилось.

Во встрече новых «коалиционеров» приняли участие Германия, Швеция, Финляндия, Люксембург, Австрия, Нидерланды, Бельгия и Греция. Здесь отчётливо просматривается деление на Север и Юг, что же касается «южной» Греции, она примкнула к Северу в силу того, что над ней в последние месяцы завис дамоклов меч исключения из Шенгенской зоны за неспособность навести порядок на собственных границах, превратившихся в дырявое решето (только в этом году через греческую границу прошло около 700 тыс. мигрантов).

Всем было интересно узнать, как объяснит появление «коалиции желающих» ее инициатор Ангела Меркель. «Цель нашей встречи - ускорить выполнение соглашения между ЕС и Турцией. Вместе с Еврокомиссией мы начнем осуществлять конкретные шаги по нему уже в ближайшие дни. Мы не можем терять время», - объяснила журналистам канцлер Германии.  Судя по всему, она нашла понимание у коллег, поскольку «коалиция» официально обратилась в Еврокомиссию с предложением рассмотреть перед саммитом ЕС 17-18 декабря  «добровольную программу расселения беженцев». 

О том, что скрывается за «добровольностью», рассказал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который жестко противится идее квот расселения беженцев в ЕС. По словам Орбана, речь идет о расселении 400-500 тысяч беженцев, находящихся сейчас в Турции. Орбан утверждает, что окончательное решение еще не принято, но «европейцев ожидают мерзкие сюрпризы». Венгерский премьер имеет в виду предстоящее заключение соглашения под давлением Берлина о ввозе в Европу мигрантов и навязывание части беженцев государствам Восточной и Центральной Европы – Венгрии, Польше, Чехии и Словакии. 

Оставаясь ведущим политиком Евросоюза, Ангела Меркель начинает ощущать все больше дискомфорта у себя дома, в Германии. Как сообщил недавно Der Spiegel, даже соратники, входящие в ее правительство, начали «движение сопротивления». Министры Шойбле и де Мезьер пытаются продавить собственную политическую линию, чтобы оградить Германию от последующего потока беженцев, поскольку тех, что уже в ФРГ, содержать дорого, и немцы недовольны. Падает и рейтинг Меркель. С начала года она недосчиталась 15%. По результатам исследования журнала Stern и медиагруппы RTL лишь 46% респондентов хотели бы видеть ее главой правительства ФРГ. А ведь Меркель собралась вроде бороться за пост канцлера в 2017 году.

По всей видимости, сопротивление приему мигрантов со стороны «младоевропейцев» и финансовые проблемы юга Европы привели Меркель и некоторых других политиков старой Европы к мысли, что настоящий Евросоюз – это даже не еврогруппа, а наиболее благополучные в финансово-экономическом отношении страны. Они вполне могут облегчить миграционное бремя Германии и одновременно неплохо себя чувствовать за счет использования рычагов торгово-экономического неоколониализма в отношении европериферии. Такого рода мотив мог оказаться решающим в создании «коалиции желающих». Тем более что под предлогом бремени расходов на прием и содержание беженцев можно провести решительное сокращение субсидий периферии на «выравнивание» уровней социально-экономического развития. Границы такого новообразования в ЕС вполне могут стать внешним периметром усечённой Шенгенской зоны.

За время после создания Евросоюза в его здании появлялось немало трещин, но трудно припомнить более глубокую и опасную, чем та, которая появилась с началом миграционного кризиса.

Другие материалы