Независимо от того, появится или нет в повестке дня предстоящего 17-18 декабря саммита ЕС вопрос о проекте газопровода «Северный поток-2», самому вопросу придан конфликтный характер. На острие конфликта - столкновение интересов, с одной стороны, европейских газовых компаний и потребителей газа в Европе, с другой стороны, Еврокомиссии, преследующей исключительно политическую цель: найти замену российскому газу, пускай даже ни один из поставщиков газа на европейский рынок заменить Россию в её качестве крупнейшего поставщика не в состоянии.
В центре конфликта – Украина как «ненадёжная страна» (выражение председателя правления Ассоциации европейского бизнеса в России Филиппа Пегорье), из года в год создающая трудности с заполнением газом украинских ПХГ и транзитом российского газа.
Как показывают экспертные оценки, потребление природного газа в Европе после периода длительного падения, охватившего 2005-2015 годы, стабилизируется, а затем начнёт расти. Поддержку газу оказывает и транспортный сектор, учитывая значительное увеличение интереса к использованию газа в качестве моторного топлива и высокие темпы роста спроса в этом сегменте экономики.
Ввиду таких перспектив 4 сентября 2015 года в рамках Восточного экономического форума, проходившего во Владивостоке, пять крупных европейских энергетических компаний и «Газпром» подписали акционерное соглашение по «Северному потоку - 2» (Nord Stream 2) для увеличения поставок природного газа в страны Европейского союза. Проект предусматривает строительство двух ниток морского газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. Реализацией проекта займется совместная проектная компания (СПК) New European Pipeline AG. «Газпрому» в СПК будет принадлежать 51%, германским E.ON и BASF / Wintershall, англо-голландской Shell и австрийской OMV - по 10% каждой, французской ENGIE - 9%.
Экономических аргументов против строительства «Северного потока – 2» у Еврокомиссии нет, как нет их и у англичанина Алана Райли из Атлантического совета, подавшего сигнал к фронтальной атаке на проект нового газопровода статьёй, опубликованной 30 ноября на сайте naturalgaseurope.com. Статья эта ценна тем, что обнажает подоплеку манёвров противников проекта.
Действующее соглашение, по которому Россия осуществляет транзит своего газа в Европу через Украину (в 2014 году в соответствии с этим транзитным соглашением было транспортировано 59 миллиардов кубометров российского газа), представляет собой, подчёркивает Алан Райли, «геостратегический рычаг». И, чтобы было совсем понятно, англичанин разъясняет: «Если приостановить транзит газа по территории Украины, у Киева останется очень мало рычагов давления на Москву». Вот, собственно, и всё. Для Еврокомиссии, Атлантического совета, США важно сохранить «рычаг давления на Москву», который исчезнет, как только заработает идущий в обход Украины «Северный поток-2».
Добьются ли успеха политики-атлантисты, пытающиеся заставить европейские газовые компании, которым надо и обязательства перед потребителями выполнять, и требования акционеров удовлетворять, отказаться от проекта, раз и навсегда решающего проблему устойчивого снабжения Европы газом? Этот вопрос можно задать и по-другому: удастся ли оппонентам «Северного потока-2» поставить барьер на пути дальнейшего развития энергетического сотрудничества России и Европы и тем самым расколоть Европу в жизненно важном для неё отношении энергетической безопасности? Первый шаг к такому расколу уже сделан.
26 ноября девять стран-членов ЕС (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Венгрия, Словакия, Румыния, Болгария и Греция) направили в Еврокомиссию письмо, в котором выразили свое несогласие с проектом Nord Stream 2. Нетрудно догадаться, что главную роль среди указанных девяти стран играют Польша, Венгрия и особенно Словакия, выгода которых состоит в том, что они самые активные участники транзита российского газа через Украину и его реверсных поставок в эту страну.
В письме «девятки» содержится просьба к Еврокомиссии проверить совместимость проекта и законодательства ЕС. Заметим: с данной инициативой выступили лишь 9 из 28 стран-членов ЕС. Нет среди инициаторов ни одной из тех стран, чьи компании подписали акционерное соглашение с «Газпромом» (Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Голландия), нет и ещё 14 стран-членов Европейского союза. И это указание на то, что линия раскола уже образовалась.
В заключение вернёмся ещё раз к статье Алана Райли. В ней даются рекомендации Киеву, как «оспорить аргументы о рисках транзита, приведенные в пользу Nord Stream 2» (отрицать наличие таких рисков не могут даже ярые противники «Северного потока – 2»). Наиболее общая рекомендация – добиться «независимости Украины от поставок российского газа, насколько это возможно», используя реверс из Польши, Венгрии и Словакии. Что касается схемы с реверсом, то сами эти страны тоже зависят от российского газа: Польша примерно на 55%, Венгрия – на 60%, Словакия – на 100%. Так что и тут искомая «независимость» Украины улетучивается.
И, наконец, главное, к чему склоняет сотрудник Атлантического совета Алан Рейли украинские власти и к чему они, кажется, уже готовы склониться (предполагается, что Джо Байден, прибывающий в Киев 7 декабря, поведёт с украинцами разговор и об этом): все разговоры о рисках транзита через Украину прекратятся, если Украина «предоставит Энергетическому cообществу полномочия надзора и обеспечения на территории Украины» и согласится с установлением «международного контроля над национальным энергетическим сектором».
Тут даже комментировать нечего. Энергетическое сообщество – это наднациональная структура, учреждённая в 2005 г. и подчиняющая требованиям единой энергетической политики ЕС присоединившиеся к Сообществу страны Западных Балкан, Украину и Молдову. Нарастающее сопротивление проекту «Северный поток – 2» не имеет абсолютно ничего общего ни с интересами энергетической безопасности Европы, ни с заботой о сохранении Киевом ежегодных 2 миллиардов долларов от транзита российского газа. Цель попыток сорвать перспективный газопроводный проект состоит в том, чтобы сохранить «рычаг давления на Москву», а в целях большой надёжности «рычага» - передать энергетический сектор Украины под «международный контроль».