За несколько дней до нового, 2016 года на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят целый ряд резолюций, одна из которых заслуживает особого внимания. Она посвящена забытому международному кризису и в конечном счёте забытому государству под названием Западная Сахара…
Проблема Западной Сахары возникла после деколонизации Африки, в частности в связи с притязаниями на её территорию со стороны Марокко и Мавритании (площадь Западной Сахары - 266 тыс. кв. км, что на 20 тыс. кв. км больше площади Великобритании). Население Западной Сахары выступило за самоопределение и независимость, а Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Риод-де-Оро (ПОЛИСАРИО) оказал серьёзное сопротивление оккупантам. В настоящее время лишь 43 государства поддерживают Марокко в качестве стороны, имеющей правовые основания на владение территорией Западной Сахары. Большинство стран мира выступают в поддержку ПОЛИСАРИО, хотя признали Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР) в качестве независимого государства лишь 37 из них.
Специальный комитет ООН по вопросу о ходе реализации Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам рассматривают Западную Сахару как несамоуправляющуюся территорию и как одну из нерешённых проблем деколонизации. (1) В начале 1990-х годов проблема Западной Сахары, казалось, приближалась к своему решению, когда началась подготовка по проведению референдума о независимости… И вдруг всё остановилось. И проблема, и государство оказались напрочь забытыми.
Беззубость резолюции по Западной Сахаре ГА ООН, принятой в декабре 2015 года, очевидна: резолюция «выражает поддержку переговорам сторон», проходившим … в 2007-2008 годах, и просит Генсека ООН продолжать представлять доклады о развитии ситуации…(2) И это всё.
Тем не менее еще несколько десятилетий назад было сказано, что ответственность перед народом Западной Сахары несёт именно Организация Объединённых Наций. В последний раз Совет Безопасности ООН обсуждал вопрос о Западной Сахаре в ноябре 2015 года, однако делал это почему-то за закрытыми дверями. Что за этими дверями происходит, неизвестно, но можно предположить, что предпринимается попытка протащить решение, которое бы устраивало Запад, а отнюдь не население Западной Сахары. И в любом случае исключило бы быстрое мирное и справедливое урегулирование.
В апреле 2015 года Совет Безопасности ООН отказался заслушать (!) специального представителя Африканского союза по Западной Африке, бывшего президента Мозамбика Ж.Чиссано. На сегодняшний день абсолютное большинство стран Африки признают Западную Сахару в качестве независимого государства. Сахарская Арабская Демократическая Республика является членом Африканского союза. (3) Запад не устраивает стремление Африканского союза преодолевать региональные кризисы в Африке собственными силами, не устраивает настолько, что представителя Союза в СБ ООН отказались даже выслушать. А ведь Африка, когда в её дела не вмешивается «мировое сообщество», решает свои проблемы достаточно эффективно. Так, Мавритания, ранее оккупировавшая Западную Сахару и противостоявшая в этом смысле и Марокко, и САДР, в феврале 1984 года все свои территориальные притязания сняла и признала независимость Сахарской Республики.
В то же время СБ ООН демонстрирует полное бессилие в решении сахарского вопроса. Редкие резолюции СБ ООН по Западной Сахаре носят откровенно формальный характер. Они принимаются исключительно с целью очередного продления мандата Миссии ООН в Западной Сахаре, причём Миссия не предпринимает никаких действий, а просто «находится» на территории оккупированного государства. Мандат Миссии включает в себя задачи: следить за соблюдением прекращения огня; удостоверять сокращение марокканских войск на территории Западной Сахары; следить за тем, чтобы марокканские войска и войска Фронта ПОЛИСАРИО оставались в специально отведенных местах; предпринимать совместно со сторонами шаги к тому, чтобы обеспечить освобождение всех западносахарских политических заключенных или задержанных; наблюдать за обменом военнопленными. На политическое урегулирование нет даже намёка. Поэтому столь незначителен количественный состав Миссии: всего 210 военных и полицейских (из которых 26 военнослужащих, остальные – военные наблюдатели). Тем не менее стоимость Миссии впечатляет: бюджет 2015 года составил более 55 миллионов долларов.
Последние резолюции Совета Безопасности ООН по Западной Сахаре вообще носят искусственный характер. Так, в резолюции, принятой в апреле 2015 г., например, говорится, что Совет «призывает» стороны возобновить переговоры и «просит» Генерального секретаря «на регулярной основе, но не реже двух раз в год, кратко информировать Совет Безопасности о состоянии и ходе этих переговоров». (4) То есть Совет даёт указание информировать его о ходе переговоров, которые ещё не начались. А ведь Совету Безопасности известно, что переговоры прекратились ещё в 2008 году и никаких перспектив на их возобновление нет. Составители проекта резолюции, кажется, вообще не читали доклад Генсека ООН, в котором говорится, что, «несмотря на возобновленные и последовательные усилия Организации Объединенных Наций, не было достигнуто никакого прогресса в деле урегулирования спора о статусе Западной Сахары». (5) Все усилия вновь усадить стороны за стол переговоров вот уже семь лет ни к чему не приводят. И это притом, что стороны конфликта всё это время представлены одними и теми же лицами (король Марокко Мухаммед VI и президент САДР А.Абдельазиз), а вот «посредники» меняются. Так не в «посредниках» ли всё дело?
Нерешённость проблемы Западной Сахары на руку многим. Прежде всего, это, конечно, Марокко, которое выкачивает ресурсы как из земли, так и из воды САДР (исключительная экономическая зона и континентальный шельф Западной Сахары полны природных богатств, начиная от рыбы и заканчивая нефтью). Другие получатели выгод от нерешённости западносахарской проблемы – западные компании. Такие, например, как компания «Сан Леон энерджи» (штаб-квартира в Ирландии), которая в августе 2015 года начала бурение скважины «Эль-Ааиун-4» в районе Тарфая на оккупированной марокканцами территории. Президент САДР Мохаммед Абдельазиз (6) попросил Генсека ООН выступить с осуждением этого грабежа природных ресурсов народа Западной Сахары (7), но Пан Ги Мун отмалчивается. А СБ ООН проводит свои заседания в закрытом режиме…
На протяжении десятилетий особый интерес к контролю над Западной Сахарой имеется у США. В качестве спецпосланника Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре долгие годы выступал бывший государственный секретарь США Джеймс Бейкер. Когда же на должность главы Миссии ООН в Западной Сахаре был назначен представитель другого государства, то параллельно был создан особый пост – «личный представитель» Генсека ООН по Западной Сахаре, специально под американца Кристофера Росса. То есть искусственно вставили в уже существующую систему, в которой работали и глава Миссии ООН в Западной Сахаре, и специальный посланник Генсека ООН в Западной Сахаре.
Здесь ещё надо иметь в виду и то, что западносахарская территория очень слабо заселена (всего 500 тысяч жителей) и примыкает к территориям, затронутым терроризмом и транснациональной преступностью (в частности, транзитом наркотиков из Латинской Америки). Отсюда значение территории Западной Сахары для режима глобального управления. Этим же объясняется нерешённость проблемы урегулирования сахарского конфликта…