Многие помнят времена, когда Олимпийские игры вызывали огромный интерес. Во времена СССР даже далекие от спорта люди приникали к телевизорам и не отходили от них до поздней ночи. Победы атлетов с советским гербом на груди придавали миллионам граждан огромное воодушевление и были стимулом для производственных рекордов. Теперь все изменилось. После отстранения сборной России по политическим мотивам от участия в Играх, интерес к ним в нашей стране во многом угас. Впрочем, причина не только в этом.
«Впервые зимние Олимпийские игры должны были пройти в Кортина-д’Ампеццо, горнолыжном курорте на севере Италии, в 1944 году, – пишет New York Times. – Из-за Второй мировой войны Игры были отменены. Теперь, спустя восемь десятилетий, зимние Игры возвращаются в несколько городов Италии, в том числе в Кортину, в один из самых сложных геополитических периодов со времен Второй мировой войны.
На этот раз отмены Олимпийских игр не предвидится. Тем не менее Игры кажутся неуместными в нынешние времена: воодушевляющее обещание неукоснительно следовать спортивным правилам и мирно соревноваться между странами контрастирует с размыванием дипломатических норм и многолетних альянсов».
Игры сегодня выглядят как наивный способ отгородиться от печальной действительности, в которую погрузился мир, забыть хотя бы ненадолго о неумных и недальновидных политиках, которые им управляют. К тому же они злы, агрессивны и грозят разжечь небывалое по своему размаху военное столкновение.
По мнению эксперта по спортивной политике из Тихоокеанского университета в Орегоне Джулса Бойкоффа, Игры в Италии «проходят в самый неспокойный политический момент в новейшей истории Олимпийских игр».
Мероприятие, призванное демонстрировать миролюбие и сосуществование, уже показала обратное. Накануне и во время Игр состоялись массовые выступления их противников, протестовавших против строительства олимпийских объектов в ущерб природе. Были и другие поводы для недовольства: присутствие в Италии иммиграционной таможенной службы США, участие в Олимпиаде сборной Израиля – страны, жестоко притесняющей палестинцев, и собственные политики, ставящие собственные интересы выше национальных.
Манифестанты забросали встретивший их полицейский кордон камнями и фейерверками. Стражи порядка не остались в долгу и ответили залпами водометов и ударами дубинок. Это был горячий олимпийский привет всему миру!
…Инициатор возрождения современных Олимпийских игр педагог и историк Пьер де Кубертен в написанной им «Оде спорту» восхвалял занятия физической культурой. Он, в частности, называл спорт гармонией, зодчим, чей строительный материал – человек в движении.
Седой жизнерадостный француз с пышными седыми усами не скупился и на другие эпитеты: называл соревнования радостью, прогрессом, устремленностью. И уверял, что спорт – это мир, который устанавливает дружественные отношения между народами и сближает людей, жаждущих единства.
Это притом что мир уже тогда, в начале ХХ века, сотрясали кризисы, войны и революции. Но де Кубертен мечтал очистить спорт от политического мусора и прочей скверны. Возможно, он был неисправимым идеалистом или наивным мечтателем. Так или иначе, его возвышенные постулаты давно вызывают ироническую улыбку.
Еще при жизни де Кубертена зимние и летние Олимпийские игры 1916 года были отменены из-за Первой мировой войны. Также нужно было наложить запрет на Игры и спустя 20 лет, однако деятели мирового спортивного движения «не заметили» отвратительного антисемитизма, насажденного нацистами в Германии. Более того, западная пресса с восторгом писала о зимних и летних Олимпиадах 1936 года в Гармиш-Партенкирхене и Берлине, прошедших под сенью свастики.
Не стоит забывать, что сам де Кубертен не только активно сотрудничал с Гитлером и назвал «одним из лучших творческих духов нашей эпохи». Барон предлагал открыть в Германии Олимпийский институт и одобрил идею постоянного проведения Игр в этой стране.
Членам Международного олимпийского комитета так понравилась организация соревнований в гитлеровской Германии, что они предоставили право провести Игры-1944 Берлину. Но они не состоялись, так же как Олимпийские игры 1940 года, отданные Токио. Это произошло из-за Второй мировой войны.
«Клеймо агрессоров» помешало участию немецких и японских спортсменов в обеих Олимпиадах 1948 года. Это было странное решение МОК – как будто немецкие и японские спортсмены были виновны в развязывании Второй мировой войны…
Олимпийские игры еще не раз были связаны с политикой. В 1968 году в Мехико представители США Томми Смит и Джон Карлос, завоевавшие золотые и бронзовые медали в беге на дистанцию 200 метров, поднявшись на пьедестал, подняли сжатые в кулак руки в черных перчатках. Это был знак «Чёрных пантер», напоминание о дискриминации, которой подвержены черные американцы, и борьбе за гражданские права.
В 1972 году участники и зрители Олимпийских игр в Мюнхене вздрогнули от ужаса, когда палестинские террористы из организации «Черный сентябрь» проникли в Олимпийскую деревню и убили двух израильских спортсменов. Преступники захватили девять заложников, с которыми позже расправились.
В 1980 году страны Запада, выступившие против ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан, бойкотировали московскую Олимпиаду. Через четыре года Советский Союз и другие социалистические страны в ответной акции проигнорировали Игры в Лос-Анджелесе.
История олимпийского спорта запятнана немыслимыми по своему размаху гонениями на российских спортсменов, объявленных главными виновниками распространения допинга. А после начала СВО олимпийцам из РФ запретили участие в соревнованиях со своим гимном и флагом. Эта дискриминация Международного олимпийского комитета продолжается до сих пор.
…На Играх в Италии не ощущается искренности, там дефицит доброжелательности. Зато явственно ощущается напряженность. Во избежание скандалов и нежелательных эксцессов делегацию Украины поселили в Олимпийской деревне отдельно от других спортсменов. Олимпийцам Незалежной припомнили «токсичное» поведение во время прошлых Игр. Впрочем, возможно, они себя еще «покажут».
Зимняя Олимпиада проводится вдали от «горячих точек» планеты, но ассоциации неизбежны. Идиллия, сопровождающая райский уголок в Доломитовых Альпах, резко контрастирует с обездоленной Газой и руинами Донбасса. И восторженные возгласы зрителей на трибунах не могут заглушить пронзительные крики раненых и умирающих людей.
Вот почему Олимпийские игры кажутся каким-то ирреальным явлением.