Каждый правоверный турок должен слушать изречения премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу. Если Ахмет Давутоглу говорит, что русские запустили из Каспийского моря баллистическую ракету по госпиталю «врачей без границ» в городе Аазазе, то так оно и есть – ведь тезка султана Ахмета Первого, построившего знаменитую Голубую мечеть, не может ошибаться. Вожди турецкого народа никогда не ошибаются. Например, когда президент Реджеп Эрдоган на весь мир объявляет, что все курды являются террористами, то надо принимать его слова на веру.
Однако вернемся к баллистической ракете, запущенной из акватории Каспийского моря. Теперь татарским корабелам с Зеленодольского завода будет чем гордиться: турецкие стратеги приписали их изделиям (на Каспии других нет) водоизмещением 949 тонн и класса «река-море» способность запускать баллистические монстры во все концы света. Правда, в связи с тем, что Давутоглу не уточнил тип стратегического оружия, придется назвать этот якобы запущенный снаряд «неопознанной баллистической ракетой».
Справедливости ради нужно сказать, что крылатые ракеты «Калибр» на каспийских кораблях имеются, но рядом с баллистическими их не поставишь. Маловаты будут.
Однако дело не в технических деталях. То, что тезка султана Ахмета Первого не знает различий между типами ракет, неважно. Куда важнее то, что он не видит различий между нормами международного права и турецкими притязаниями на региональное доминирование.
Тут бросаются в глаза его постоянные угрозы провести против Сирии наземную операцию. «Позвольте, – спросит его какой-нибудь студент юридического факультета Стамбульского университета, – а разве для военной операции на иностранной территории не нужно решение Совета Безопасности ООН?» «Мальчик, – ответит ему наследник Ахмета Первого, – иди кушай финики и не мешай строить Новую Османскую империю. Еще ни одна империя не созидалась по нормам международного права».
Мысль Давутоглу тут же подхватит вся королевская семья Саудитов, которой очень надоел Башар Асад с его несносным намерением защитить государственность Сирии и не дать расчленить её, как Ливию. Саудовская Аравия тоже хочет ввести свои войска в Сирию, чтобы установить здесь порядки своего процветающего суннитского королевства и показать шиитам, алавитам, курдам и всем прочим на их место у порога. И обязательно введут, как только вытащат хвост из капкана, в который попали в Йемене.
А пока турки поджидают саудитов, они испробуют изобретенные ими международные нормы на границе с Сирией. Вот, например, какую замечательную новеллу придумал последователь Ахмета Первого, объясняя обстрел турецкой артиллерией сирийской территории: он заявил, что курдские формирования атаковали город Аазаз на севере Сирии. «Подверглась угрозе наша граница, что сделало необходимым применение правил реагирования», — сказал он. И подчеркнул, что Вооруженные силы Турции будут отвечать на каждое действие YPG (отряды народной самообороны курдов), а курды должны покинуть город. Каким образом атака курдов на Аазаз, находящийся в 8 километрах от границы, угрожает этой границе, не сможет объяснить ни один полководец.
Еще экзотичнее выглядит ссылка на «правила», которые разрешают Анкаре обстреливать чужою территорию. В особенности если Анкара обнаружила «неопознанную угрозу» своей границе. Увидеть бы эти «правила» хоть одним глазком. Ведь в мире полно желающих обнаружить неопознанную угрозу своим границам, но они по старинке прибегают к испытанным методам вроде «операции Гляйвиц». Всем им открытия Давутоглу с его геостратегической смекалкой могут очень пригодиться.
Еще забавнее выглядят требования турецкого премьера к курдам из другой страны покинуть город, который также не принадлежит Турции. Это требование настолько необычно, что ему даже исторических аналогий не подыскать. Вот требований отдать чужой город на чужой территории - сколько угодно. А тут что-то очень необычное: убирайтесь из не нашего города куда подальше, и дело с концом.
Либо мы имеем дело с новой эпохой в развитии международного права, либо следует приглашать специалистов по мегаломании (мании величия) для уточнения диагноза.
Султан Ахмет Первый был бездарным султаном. Во всех войнах, которые он вёл, он потерпел поражения. В начале XVII века утратил контроль над австрийскими владениями и сильно навредил авторитету Турции. Видимо, его политические планы не всегда были в ладу с действительностью, так как в его воображении частенько возникали неопознанные угрозы империи. Однако в конце своей неудачной султанской карьеры, чтобы умилостивить Аллаха и оставить после себя хоть что-то хорошее, Ахмет Первый приказал построить Голубую мечеть.
Сегодня его идейный наследник Давутоглу находится лишь в середине пути. Запущенные им совместно с Эрдоганом проекты еще только начинают рушиться. Думать о строительстве мечети ему рановато. Предстоит убедиться в разгроме банд ИГ, которые на поверку оказались янычарами Анкары, увидеть мирное урегулирование в Сирии и Ираке, от которого Турции ничего не отвалится, зато появятся две курдские автономии, признанные миром. Угроза придёт и в дом к адептам неоосманизма, эта угроза станет вполне опознанной, потому что турецкие курды тоже захотят автономии.
И главное: точно так же, как и Ахмету Первому, Ахмету Давутоглу и Реджепу Эрдогану придется столкнуться с тем, что их безудержная активность очень повредила авторитету Турции в мире. Есть, правда, опасение, что по мере приближения конца «Исламского государства» Давутоглу начнет видеть все больше неопознанных опасностей для Турции. И как только он обнаружит в небе над Мечетью Султанахмет русские летающие тарелки, настанет время звать санитаров.
Об этом стоило бы подумать союзникам Турции по НАТО, показывающим фокусы с сирийским вопросом в Совбезе ООН. К примеру, Совбез провел 16 февраля закрытое (?) совещание в связи с турецкими обстрелами Сирии. Казалось бы, все понятно. Нужно бить агрессора по рукам хотя бы санкциями. Однако в результате маневров турецких союзников публикуется беззубое заявление, предлагающее «добиться от Турции уважения международного права и прекращения агрессии на сирийской границе». А чтобы всем было ясно, как Анкара относится к таким сотрясениям воздуха, турецкая артиллерия тут же подвергла сирийские населенные пункты новым обстрелам.