Несмотря на подавляющее преимущество в социологических опросах правящей коалиции Сербской прогрессивной партии и Социалистической партии Сербии, предстоящие 24 апреля в этой стране внеочередные парламентские выборы таят в себе немало интриг. И главные из них связаны со сложными процессами, протекающими в оппозиционном лагере.
Интрига первая. Состоится ли триумфальное возвращение на трибуну Народной скупщины Сербии лидера Сербской радикальной партии (СРП) Воислава Шешеля? За время, проведенное им в застенках Гаагского трибунала, сербский политический ландшафт претерпел серьезные изменения, главным из которых стали перестройка Демократической партии Сербии и появление движения «Двери Сербские».
Выйдя на нынешние выборы единым блоком, ДПС и «Двери» способны использовать в своих интересах две ключевые особенности этих политических течений – традиции и опыт Демпартии Сербии, уходящие во времени премьер-министра Воислава Коштуницы, которого до сих пор высоко оценивают в России, и мобильность «Дверей», давших глоток свежего воздуха сербской политике последних лет.
Скорее всего, мы все-таки увидим в новом составе парламента Сербии представителей ДПС и движения «Двери Сербские» – так же, как и депутатов от СРП. Победа Воислава Шешеля над Гаагским трибуналом сразу же подняла рейтинг его партии, обеспечив ей прохождение в Народную скупщину.
Интрига вторая. Смогут ли критики прозападного курса нынешних сербских властей объединиться в составе парламента с тем, чтобы выступать с общих позиций? В качестве потенциальных союзников радикалов, ДПС и «Дверей» могут рассматриваться, в частности, сторонники движения Dosta ie bilo бывшего министра экономики Саши Радуловича, а также в определенной ситуации и некоторые депутаты от Демократической партии (при условии, конечно, их прохождения в скупщину). В сумме это может аккумулировать от 20% до 25% голосов, что позволит иметь в парламенте влиятельный блок, оппонирующий курсу правящей коалиции по таким чувствительным для сербского общественного мнения вопросам, как социально-экономические преобразования, взаимоотношения страны с Европейским союзом и НАТО, а главное - сербо-российские отношения.
Интрига третья. Как поведут себя прогрессисты и социалисты, если они, как ожидается, одержат на выборах победу? Смогут ли они преодолеть соблазн рассматривать это как карт-бланш на продолжение одностороннего курса евроатлантической интеграции или всё же станут больше учитывать мнение оппозиции? Ответ на этот вопрос в значительной мере будет зависеть от позиции и политического веса президента Томислава Николича, который должен удерживать штурвал сербского корабля от чрезмерного крена в сторону Запада.
Откровенно прозападный курс нынешнего кабинета Александара Вучича вызывает тем большие сомнения, что в самих западных столицах скептически смотрят на нынешнюю и будущую роль Евросоюза в мировых делах. «Европа не является сейчас глобальной силой и вряд ли станет ею в будущем» - такой приговор вынес на днях Евросоюзу Збигнев Бжезинский, не понаслышке знакомый с настроениями, царящими в лагере архитекторов «нового мирового порядка».
В сложившейся ситуации многовекторный внешнеполитический курс и взаимовыгодное развитие отношений со всеми интеграционными структурами на евразийском пространстве выступает для Сербии не просто приоритетным, а, по сути, единственно возможным внешнеполитическим выбором.
Однако для его реализации необходимы практические шаги в плане углубления отношений с Россией и, в частности, урегулирование тех спорных ситуаций, которые за последние несколько лет успели, к сожалению, накопиться в двусторонних контактах. Одна из таких ситуаций связана с фактическим отказом сербской стороны от подписания соглашения об иммунитете и привилегиях для Российско-сербского гуманитарного центра в городе Ниш. При этом Москва занимает в данном вопросе максимально гибкую позицию и не настаивает на предоставлении иммунитета всем сотрудникам Центра. Кроме того, в России подчеркивают, что рассматривают данный Центр не как военный объект, а как важное средство оказания содействия Сербии и другим балканским государствам в преодолении последствий природных катаклизмов, а также в разминировании территории. Однако упорное стремление премьера Вучича подыгрывать во всём США и НАТО блокирует решение вопроса и в конечном итоге затрудняет деятельность самого Российско-сербского гуманитарного центра.
В России по-прежнему рассчитывают, как подчеркнул 1 апреля на совместной пресс-конференции с главой МИД Сербии Ивицей Дачичем российский министр иностранных дел Сергей Лавров, что еще до визита в Белград премьер-министра РФ Дмитрия Медведева «будет завершен процесс подготовки соответствующего межправительственного соглашения – такого же стандартного соглашения, какое Сербия недавно подписала и ратифицировала с НАТО в отношении потенциальных мероприятий на сербской территории с участием граждан стран Альянса».
Аналогичные трудности имеются и в вопросах торгово-экономического сотрудничества. Вместо того чтобы воспользоваться нынешней ситуацией в отношениях России и ЕС и нарастить присутствие сербских компаний и инвестиций на российском рынке, в Белграде соглашаются со снижением объемов двустороннего товарооборота. По данным российской стороны, в 2015 году снижение составило 22,9% по сравнению с 2014 годом.
Все эти и другие вопросы (в частности, дальнейшие проекты по линии Межправительственной комиссии и Комиссии по военно-техническому сотрудничеству) предстоит решать уже новому составу Народной скупщины и, не исключено, измененному составу сербского правительства.
Дальнейшая судьба российско-сербских отношений будет напрямую зависеть от способности всех трех ветвей власти в Сербии – президента, правительства и парламента – действовать, исходя национально-государственных интересов, а не указаний из Вашингтона и Брюсселя.